Праздники расслабляют, мы становимся беспечны и даже начинаем наивно полагать, что весь мир готов преподнести нам нечто приятное и желательно — бесплатное. То, о чем давно мечталось — заветная стиральная машина, телевизор — по приятной цене да еще и в беспроцентный кредит — вроде бы вот они на блюдечке с голубой каемочкой. Как же не попасться на сыр в кредитной «мышеловке»?

На нашем финансовом рынке кредитованием занимается множество организаций: банки, кредитные союзы, ломбарды. Многие из них делают упор именно на потребительский кредит, предоставляя его в основном на бытовую технику и мобильные телефоны.
— Наверняка все видели в супермаркетах, магазинах вывески «000». Это означает, что нет ни переплаты, ни первого взноса, ни комиссии банка — то есть кредит предоставляется фактически по стоимости в рассрочку: сумма кредита делится на несколько дней, и мы ничего не платим лишку, — комментирует условия многообещающего кредита директор Харьковского представительства кредитного союза «Первого кредитного общества» Максим Жуковский. — Наверное, многие догадываются, что так не бывает, потому что это практически невозможно. Необходимо сразу понимать, что переплата заложена изначально. 

При виде «000» Максим Жуковский советует сразу узнать, кто занимается кредитованием. Если это банк или кредитный союз — у него скорее всего есть накладные затраты: реклама например. Реклама — бесспорный двигатель торговли, но она всегда заведомо ложится на плечи потребителей — удорожание товара гарантировано. Кроме того, вполне вероятно, что магазин дождался звездного часа, выбросив под праздник нечто древнее, безнадежно залежавшееся на складе. Чтобы не потратиться на допотопную технику — необходимо расспросить, какая группа товаров в данный момент идет под акцию. Совсем нелишне поинтересоваться «возрастом» товара — годом выпуска, моделью. Вполне возможно, что в магазине есть новые модели, притом по цене позапрошлогоднего товара. 

— В 80% случаев бытовую технику покупают в крупных супермаркетах. — говорит Максим Жуковский. — На первые ряды обычно выставляют товар, на котором ставят «лейблы» кредитов. Если цена слишком низкая и товар выдвинут вперед — обратите внимание — может быть, он залежавшийся. Обязательно подойдите к консультанту, рассмотрите еще три-четыре модели. Если вам говорят, что эта модель почти бесплатная, а другая стоит очень дорого — не стоит клевать на такой крючок, здесь наверняка что-то не так. 

Максим Жуковский предупреждает о множестве случаев, когда в магазинах продают мобильные телефоны, уже побывавшие в употреблении, выдавая их за новые. Чтобы не попасться на «б/у» — стоит просмотреть записную книжку телефона, список сообщений: возможно, там остались «следы» прежнего владельца: записи, сообщение или картинка. Телефон вернуть магазину проще, чем дорогую технику: его принимают обратно и опять выставляют на витрину — пока на него снова кто-нибудь не клюнет. Но если потребитель воспользовался кредитом — вернуть товар сложнее. 

Как правило, в магазинах предлагают свои услуги сразу несколько кредитных организаций. На ком остановить судьбоносный выбор? Максим Жуковский рекомендует обращаться к небольшим организациям: магнаты обычно обладают мощной юридической поддержкой, и если что-то пойдет не так, как им хочется — в их договорах прописано все, чтобы избежать осложнений. А так как большинство из нас юристами не являются — разобраться в тонкостях договоров и отстоять свои интересы будет очень тяжело. Не стоит опрометчиво связываться и с маленькой кредитной организацией с соблазнительно мизерной кредитной ставкой — возможно, это сделано для того, чтобы вами манипулировать. Очень важно скрупулезно прочитать договор, и прежде чем решиться подписать любую бумажку — хорошо бы выяснить, а что это вы, собственно говоря, подписываете и зачем. 

— Нужно получить максимум информации у кредитного специалиста, прочитать договор, не стесняться спрашивать. И даже настаивать на изменении пунктов, если что-то не нравится. Золотое правило «клиент всегда прав» пока еще никто не отменял и ему многие кредитные организации следуют, — уверяет Максим Сергеевич. 

Вообще же, люди уже пресытились холодильниками и телевизорами, и скоро появится новый вид предложения. Харьковские банки собираются предложить то, что уже действует в некоторых городах Украины: программу «Экономный дом». Она предполагает комплекс услуг кредитования на повседневные нужды, например на покупку обогревательного бака.