Администрация самой крупной в Восточной Украине торговой структуры — рынка у станции метро «Академика Барабашова» — решила оказаться от политики закрытости и рассказала (а главное — показала) харьковским журналистам о своей деятельности и планах на будущее.
Как выяснилось, на сегодняшний день на территории, известной в народе как «Барабашка», вовсю ведутся строительные работы. Содержание в порядке 21500 торговых мест — задача непростая. Более того, ежедневно рынок «переваривает» почти четверть миллиона людей, а в дни оптовой ночной торговли эта цифра доходит и до полумиллиона. Подробно о ситуации на торговом центре «Барабашово» рассказал первый вице-президент АО «Концерн АВЭК и Ко» Сергей Семочкин. Главная цель на ближайшее будущее — превращение базара в современные торговые центры с собственной инфраструктурой, как того требуют городские власти и власти страны. Планируется, что торговля и другие виды предпринимательской деятельности распространятся «от моря до моря» — от станции метро «Академика Барабашова» до станции «Академика Павлова».Строительством охвачена львиная доля территории торгового центра. Работы ведутся почти круглосуточно и почти круглогодично (их не прекращали и не собираются прекращать и в зимнее время). По словам представителей администрации, любой торговый объект возводится за пару месяцев, максимум — за три. При этом речь идет не только о новых магазинах, павильонах и других торговых площадках, но и о других объектах инфраструктуры рынка. Скажем, за собственный счет было заасфальтировано больше километра дороги, пролегающей через частный сектор до ТЦ «Барабашово». Еще 2,5 млн. грн. было истрачено на дополнительный выход из метрополитена, который заметно разгрузил другие входы в подземку.
Отдельной проблемой для руководства торгового центра являются отношения с жильцами близлежащих частных владений. Во-первых, как утверждает Сергей Семочкин, предприниматели рынка постоянно жалуются на то, что частники ведут нецивилизованную торговлю. Мол, во дворах находятся контейнеры с товаром, сами жильцы занимаются торговлей без соответствующих документов. Понятное дело, «официальным» предпринимателям обидно, что конкуренты из-за забора «пользуются» теми же потенциальными покупателями. Частично администрация рынка проблему решила, установив достаточно высокую ограду и отграничив частный сектор от территории торговли.
Вторая проблема, которая серьезно «попортила кровь» желающим благоустроить торговый центр, — это борьба с теми, кто живет на пограничной с рынком территории. Например, для устройства торговой площадки «Новый Афган» (рядом с площадкой «Афган») пришлось выкупить три частных владения с постройками, которые потом снесли и оборудовали новые торговые места. Администрации эта покупка обошлась в 450 тыс. долларов. Еще три владельца домиков требуют за свои владения по 100-150 тысяч, но Сергей Семочкин считает нецелесообразным платить такую сумму за одни здания (даже без земли). А в другом месте владелец не согласен продавать свой дом за сумму, меньшую 300 тыс. у.е.
Гордостью администрации рынка является строящийся гипермаркет «Новый век» — современный торговый комплекс, занимающий несколько гектаров, который способен удивить даже видавших виды харьковчан. «Новый век» назвали интернациональным гипермаркетом, объяснив это тем, что в нем будут заниматься бизнесом люди разных национальностей. Как утверждает Сергей Семочкин, концерн АВЭК, который владеет недвижимостью ТЦ, собирается построить несколько таких гипермаркетов на территории «Барабашово». А на пересечении улицы Академика Павлова и проспекта
им. 50-летия ВЛКСМ весной начнут строить крупную гостиницу.
Как утверждают представители концерна АВЭК, в реконструкции рынка, как и в вытекающих из нее отношениях с предпринимателями, нет ничего случайного: все строится на основе исследований, которые периодически проводят социологи Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Соцопросы проводятся уже на протяжении двух лет. Последние исследования общественного мнения на ТЦ — уже нынешнего года — показали, что главными проблемами для предпринимателей являются: необходимость платить за туалеты, плохое обеспечение медицинскими услугами, проблема питания, высокая арендная плата и тому подобное.
В каждом из проблемных направлений уже сделаны определенные усилия. Например, если сейчас разовое посещение туалета для всех без исключения составляет 75 копеек, то уже с 1 сентября торговцам обещают снизить стоимость услуги до 25 копеек (оплату разницы возьмет на себя сам рынок). Что касается здоровья работников и посетителей торгового центра, то в ближайшее время на «Барабашово» будет открыт медицинский комплекс. Здесь можно будет чуть ли не хирургические операции проводить. Рассматривается даже вопрос о приобретении для этого медучреждения машины «скорой помощи».
Что касается системы взаимоотношений администрации рынка с отдельными предпринимателями, то Сергей Семочкин обещает за ближайшие полтора года перевести всех арендаторов торговых мест на договорные отношения. Уже сегодня договоры с администрацией заключили около 18 тысяч предпринимателей, что составляет порядка 83%. Ранее торговцы покупали абонементы на пользование местом сроком на месяц-два, но этот вариант оказался не самым удачным. Кстати, сегодня любая торговая площадка начинает реконструироваться только в том случае, когда все предприниматели дадут на это письменное согласие. Интересно, что есть и такие, кто по различным причинам отказывается перебазироваться в более обустроенные торговые места, а пытается остаться в палатках и контейнерах.
Справка
По информации администрации рынка «Торговый центр «Барабашово», стоимость торгового места составляет (в месяц):
палатка — 304 грн.;
павильоны и магазины — 77 грн. за каждый кв.м.
За счет «Барабашки» живут около 300 тыс. человек.
Общая площадь территории рынка — около 60 гектаров