Льготный проезд учащихся вузов в метро снова под вопросом. Метрополитен требует от ректоров вузов заплатить за своих подопечных.

Письма с требованием рассчитаться с подземкой за льготную перевозку студентов руководство Харьковского метрополитена разослало в вузы еще на прошлой неделе. Что тут началось… Одни руководители учебных заведений не замедлили обвинить подземку в незаконности подобных требований, другие — их откровенно проигнорировали. 

Суть конфликта заключается в том, что ГП «Харьковский метрополитен», не получив компенсацию за провоз студентов из государственного бюджета Украины в прошлом году, пытается получить эти средства непосредственно с высших учебных заведений. И требует, чтобы вузы оплатили метрополитену провоз студентов по полному тарифу, т.е. по 75 копеек за поездку. 

Мы перезвонили в некоторые вузы, чтобы узнать, как они собираются отвечать на требования метрополитена. В студенческом профкоме академии им. Ярослава Мудрого нам ответили, что подобных писем вуз не получал. Может потому, предположили они, что электронными карточками на льготный проезд в метрополитене здесь пользуется ограниченное количество студентов. 

В профкоме академии железнодорожного транспорта ответили, что письмо получили, но мер пока никаких не принимали. По словам председателя профкома Евгения Иванова, платить вряд ли будут, потому что такой статьи расходов в вузе нет. 

Подобное утверждение мы услышали и из уст проректора Харьковского национального аэрокосмического университета им. Жуковского Якова Карпова. 

— Письмо в вуз пришло, но его положили на полку, — признался Яков Семенович. — Ждать, как говорят, лучших времен. 

Объяснение все то же: статей расходов, по которым производилась бы подобная оплата, в смете вуза пока не предусмотрено. 

На защиту вузов встала облгосадминистрация. Вице-губернатор Сергей Стороженко объявил, что отдельные пункты договора на перевозку студентов, который осенью 2007 года Харьковский метрополитен заключил со всеми высшими учебными заведениями города, противозаконны. 

— Ни студенты, ни высшие учебные заведения, ни облгосадминистрация, — сказал Сергей Стороженко, — не будут выполнять тот мошеннический и грабительский договор, который пытается навязать господин Мусеев. 

По словам Стороженко, облгосадминистрация не позволит руководству Харьковского метрополитена «жонглировать ценами» и не даст обмануть студентов и руководителей высших учебных заведений. 

Руководство метрополитена не замедлило ответить на этот выпад. На сайте подземки начальник предприятия Сергей Мусеев заявил: «…К студентам метрополитен не имеет абсолютно никаких претензий. Студенты ездили, ездят и будут ездить за полцены… А вот Харьковской областной государственной администрации и лично Стороженко С.М. не мешало бы немножко поучаствовать в решении этих вопросов. А то кроме обвинений, угроз и безосновательной критики, мы ничего больше не видим…» 

Председатель профсоюза работников образования Лидия Дулуб так комментирует возникший спор. 

— Да, конфликт существует, он возник из-за отсутствия компенсации со стороны государства за проезд льготных категорий граждан перед своим же предприятием, каковым является харьковская подземка, — говорит Лидия Дулуб. — Но еще в конце прошлого года в облгосадминистрацию пришло письмо от вице-премьера Анатолия Кинаха с указанием заключить договор с руководством харьковской подземки на выплату компенсации проезда льготников. 

Сейчас профсоюз пытается найти компромисс с юристами метрополитена. О результатах мы расскажем в следующем номере «Вечернего Харькова». 

Справка
В 2007 г. ГП «Харьковский метрополитен» получил 11 млн. грн. компенсации за перевозку всех льготников. Это 20% от всей суммы расходов.