Еще полтора десятка лет назад в одночасье разбогатевшие крезы с безумных глаз бросились покупать дорогущие картины, вазочки, скульптуры. «Шедевры» частенько оказывались вульгарной фальшивкой. Нынешние новые украинцы — уже не хаотичные коллекционеры: они стали осторожны, и им за здорово живешь подделку не продашь.
Наше вам к кисточкойИскусствоведы Харьковского художественного музея занимаются в том числе и экспертизой живописи, графики, фарфора, стекла, бронзы, скульптуры. Поэтому им хорошо известно, как подделывают знаменитых мастеров. Фальшивку средней руки можно увидеть сразу: глаз специалистов уже наметан, да и интуиция срабатывает: что-то неладно.
— Подделки были всегда, — говорит заведующая фондами графики Харьковского художественного музея Нина Фоменко. — Леонардо да Винчи подделывали даже при его жизни.
Как-то в музей на консультацию принесли множество предметов церковного быта: эмалевые кресты, иконы на металле и на дереве. В первый момент специалисты были поражены таким изобилием ценностей, потом насторожились: что-то не сходилось. Иконы были на первый взгляд старинные: по крайней мере, доски были старые. Но странно было то, что пять работ были на одну тему — «Георгия Победоносца» — и совершенно идентичны. Создавалось впечатление, что все они писались по одному лекалу. Такого, в принципе, с иконами быть не может, говорит Нина Васильевна. Выяснилось, что это так называемый «новодел»: старые, уже истертые доски «довели до шедевральной кондиции» — написали на них иконы, соблюдая все технологии старых мастеров.
Какое-то время с завидным постоянством, примерно раз в месяц, являлись пред очи музейных экспертов работы известного пейзажиста Сергея Ивановича Васильковского. После смерти художника остались доски, проштемпелеванные с оборотной стороны. Каким-то образом они разошлись по городу. Сергея Васильковского «тиражируют» и по сей день.
— Работ Айвазовского я видела просто несметное количество. Его, как одного из самых продаваемых художников, очень любят копировать. Многие подделки видны и невооруженным глазом. Холст явно свежий, а меня уверяют, что картина висела еще у прапрабабушки и сам Айвазовский подарил ей картину собственноручно. Всем очень хочется в это верить. Особенно часто приносят иконы и искренне полагают, что они старинные и стоят тысячи долларов. Возможно, икона действительно была написана давно, но каким-то деревенским богомазом, который и представления не имел о настоящих иконописных школах. Такие иконы, конечно, не могут стоить безумных денег, которые так греют душу наших людей. Но народ не понимает этого.
— Может быть, припомните самые вульгарные подделки, которые даже рассмешили вас?
— Вещи бывают действительно очень смешные. Однажды принесли Марию Магдалину якобы Тициана. Но этот художник — очень светоносный, там и краски соответствующие: золото, лазурь. То, что тогда принесли, было точно не Тициановской работой, эта Мария Магдалина, обнимая череп, была в глубокой печали. А кроме того, одна грудь у нее росла откуда-то из-под мышки. Художник не обладал даже необходимыми знаниями анатомии.
— А Репина пытались подделывать?
— Принесли как-то женский портрет. С анатомией там было все в порядке: дама, к счастью, была в платье. Но на картине была поддельная подпись (у нас есть возможность проверять возраст записей при помощи ультрафиолета). Это была просто свежая работа под Репина. А когда-то принесли работу Ивана Шишкина, где в подписи была… ошибка.
«Джентльмен удачи» рисовать научился, а грамотно писать — нет: в фамилии «Шишкин» после буквы «Ш» автор «шедевра» написал букву «Ы».
Отпетые художники
Овчинка стоит выделки. Стоимость, например, картины Айвазовского на аукционе — тысяч сто долларов, подделка — во сто крат дешевле. Цена фальшивки — всего лишь стоимость масляных красок, холста и работы. А работенка-то, в общем, не пыльная. Работа каждого художника, безусловно, бесценна, но такой труд обычно оценивается долларов в сто. Впрочем, неплохая копия, даже современная, может стоить недешево — и три, и четыре тысячи долларов. Но вот поди ж ты — манят баснословные деньги: в руках классика ломоть толще.
Легче всего подделать живопись и графику, считает Нина Фоменко, потому что их можно создать из доступных материалов. Металл или стекло, например, влекут за собой сложное производство. А здесь купил холст и краски — можно даже и не «состаривать» картину — вдруг и так получится? Бывают такие топорные работы, что и дилетант на расстоянии определит. Но «профи» умеют и такие «впаривать». Сколько выручат за «лебедей на озере» — зависит от фантазии продавца и наивности покупателя. Нина Фоменко предполагает, что подделками занимаются одиночки, поскольку это тот промысел, который широкой огласке не предается.
Но иногда фальшивые картины бывают так недурно состряпаны, что распознать их сразу бывает сложновато. Такие «художники» хорошо знают физику и химию — наука ведь не стоит на месте, и новые технологии тоже нужно осваивать.
«Новые украинцы» обзаводятся штатом экспертов
Относительно недавно один состоятельный харьковчанин выбросил на ветер 50 тысяч долларов: ему всучили живопись самого низкого качества, которую выдавали за работы известного пейзажиста. Но подобные казусы теперь — редкость.
— Еще 15 лет назад «новые украинцы» хаотично вкладывали деньги, в том числе в изобразительное искусство. Это были дилетанты, которые буквально не могли отличить вещь базарную, пресловутых лебедей например, от подлинного произведения. Они были очень несведущие. Некоторые имена они, конечно, знали: Репина или Рембрандта, например; фамилию «Левицкий» тоже где-то слышали. Сейчас они поднаторели в искусстве, у них появились большие средства и возможности. Они посещают аукционы Кристи и Сотби, поддерживают отношения с коллекционерами во всем мире, берут к себе на службу профессиональных консультантов-искусствоведов или приносят вещи на экспертизу в музей. Соответственно, частные коллекции стали очень интересными, иногда просто фантастическими, и стоят колоссальных денег.
— Нина Васильевна, а насколько вырос сейчас рынок поддельщиков и тех, кто желает купить подлинного Репина?
— Все старо, как мир. Всегда есть тот, кто хочет приобрести картину, и тот, кто мечтает себя, любимого, увековечить под фамилией гения.