Кого-то накрывает осенне-зимняя тоска, кого-то до печенок достала затянувшаяся история с ковидом, кто-то мается в вынужденной изоляции и терпеть не может свою работу. Вероятно, многим хочется найти для себя творческую отдушину. Как нерешительным новичкам стартовать в творчестве, «Вечернему Харькову» рассказала харьковская художница Дарья Хрисанфова.

Многим людям хочется уйти от серости и проблем, например, в живопись – отвлечься, занять мысли красивым, добавить в жизнь красок, оживить дом собственными работами. Однако для большинства эта идея так и остается мечтой. Начинать страшновато: холсты и краски недешевы, а собственного живописного опыта – почти ноль, не считая солнышек, глазастых принцесс и квадратных домиков в детских альбомах для рисования.

Со штампованных «шедевров» стартовать не стоит


Наверняка большинство новичков в живописи мечтают о результате: хочется сразу изобразить нечто почти шедевральное и повесить на стену собственное произведение искусства. При этом многие опасаются потратить энную сумму на холсты и краски, а после серии неудач поставить на творчестве жирный крест.

Пожалуй, самый простой вариант, который массово предлагают тем, кто не решается изобразить что-то свое – так называемые картины по номерам. Эти наборы включают все, что нужно для работы: холст с пронумерованными фрагментами, напоминающий детскую раскраску, кисти, набор баночек с красками и даже крепеж на стену для будущего произведения. С одной стороны, в таких картинках за тебя все уже решили, их можно бездумно раскрашивать, а еще их практически невозможно испортить. С другой стороны, большинство картин по номерам даже для неискушенных в рисовании выглядят, как страшный сон с очень странными пейзажами и натюрмортами, жуткими изображениями котов, тигров или оленей.

Имеет ли для новичков смысл идти на такой компромисс и начинать с китчевых штампованных «шедевров»?

Бесстрашно копируем гениев


– Мне, например, с детства не очень нравится, когда за меня решают, что и где я должна раскрасить, – делится Дарья Хрисанфова. – На самом деле в рисовании нет абсолютно ничего страшного. Как правило, люди боятся рисовать что-то свое: «Я не умею правильно и, соответственно, не буду». Если человек не решается изображать что-то свое, можно для начала выбрать работу художника, которая очень нравится, и начать ее срисовывать. Для этого можно взять красивые качественные распечатки работ художников, которые вам интересны. И не важно, какими красками рисовать. Понятно, что, используя гуашь или акрил, скопировать работы, написанные маслом, не получится – тем не менее удастся передать настроение. В этом смысле большие молодцы – дети. Они вообще не заморачиваются: видят «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи – и смело рисуют. Понятно, что дети не повторят великого Леонардо или Рафаэля, но они запоминают работы и не боятся быть смешными. Так поступают испанцы, немцы, англичане. Когда они впервые приводят маленьких детей в музей, малыши садятся и зарисовывают работы, чтобы их запомнить.

Как правило, копирование становится для многих творческим стартом. Затем люди обычно переходят к собственному творчеству, и это замечательный момент, уверяет художница.

Для начала интересно создать картину мира


Прежде чем приступить к срисовыванию, не лишне будет заняться «историческими раскопками»: открыть для себя увлекательные факты. Каждому человеку по душе определенная эпоха, направление в искусстве или художник, и Дарья Хрисанфова рекомендует хорошенько исследовать темы, которые вам интересны.

– Если нравится творчество определенного художника, нужно создать картину его мира –копнуть как можно глубже. Проникнуться творчеством художника, понять его, почерпнуть о нем и его эпохе как можно больше информации. Когда, как и чем жил человек, чем занимался, о чем думал, с кем общался, какие художественные школы существовали в тот период, чем были заняты люди той эпохи и даже что они ели. Нужно обязательно раскапывать истории. Этот квест затягивает. В этом состоянии можно обнаружить что-то интересное. Например, прежде чем начать рисовать Микеланджело, советую почитать в том числе и его стихи, и тогда очень многое в его творчестве становится понятным, – уверяет Дарья Хрисанфова. – Не хочется читать, можно смотреть фильмы. Есть потрясающие фильмы о Леонардо да Винчи, Микеланджело. При этом не обязательно смотреть лишь документальные – есть хорошие игровые киноленты.

Рисуем под музыку с закрытыми глазами


Материалы для рисования стоят недешево, но, как выяснилось, обзаводиться холстами, дорогущими кистями и красками не обязательно.

– Для рисования всегда найдется обычная шариковая или гелевая ручка, простой карандаш. Очень классно рисовать гелевой ручкой, а затем на черно-белом рисунке маркером поставить цвет. Такие работы очень радуют. Если очень хочется цвета и надоело черно-белое, можно использовать цветные маркеры. А самое классные штуки, с которых можно начинать – включить любимую музыку, положить перед собой лист бумаги и пачку маркеров, с закрытыми глазами достать любой маркер и просто водить им по бумаге под музыку. Открыв глаза, посмотреть на рисунок, подумать о том, какие приходят ассоциации и мысли, и дорисовать. Получаются очень интересные вещи, – рассказывает художница.

Увековечить можно даже любимую чашку


Для декорирования домашнего интерьера можно сделать графическую черно-белую или цветную работу красками. Можно стартовать с акриловых красок или гуаши, но если очень хочется, попробовать себя и в масле. Главное – знать все нюансы применения красок. Натуру для творчества можно найти даже у себя дома. Например, сесть у окна и попробовать нарисовать пейзаж – если, конечно, вид из вашего окна вдохновляет. А еще зимой можно присмотреться к узорам на окнах и придумать для морозного узора собственную историю.
Осенью и зимой многих накрывает сплин, и чтобы поднять настроение, Дарья Хрисанфова советует рисовать цветы или работать с яркими красками. Если в доме есть цветущие растения, можно нарисовать их с натуры или вспомнить о лете и изобразить любимые летние цветы либо, в конце концов, скопировать их хороших фотографий, картин.

Кроме того, можно увековечить любимые домашние вещицы. В каждом доме найдутся очень близкие вещи, которые никогда не надоедают: например, любимая чашка или сухой букет. Их можно нарисовать с натуры, пофантазировав о том, какие ассоциации эти предметы вызывают. Любимой вещице можно придумать компанию – к примеру, рядом с ней нарисовать красивое яблоко. Или нафантазировать для яблока интересную историю – скажем, населить фрукт крошечными человечками.

 – Зимой я настраиваю студентов рисовать гранат, – делится Дарья Хрисанфова. – Гранат – символ страсти к наукам и к жизни. Он хорошо успокаивает – и целый плод, и в разрезанном виде. Когда начинаем рисовать гранат, у ребят появляются интересные идеи. Я предлагаю ребятам прочитать связанные с гранатом истории, и на следующий день они приносят гранат, нарисованный, например, в средневековой картинке.


Сначала нужно научиться себе доверять


На заметку новичкам: для рисования художница рекомендует выбирать бумагу теплого оттенка – это тем более актуально, если на вас навалилась грусть-печаль. Так, Дарья Хрисанфова советует студентам обзавестись скетчбуком для рисования – в этом альбоме бумага, как правило, имеет нужный оттенок. Скетчбук хорош не только качеством бумаги. Это своеобразная мастерская, ежедневник для идей, набросков и мыслей.

– Скетчбук – не альбом для рисования, он создан как книжка. А когда ты держишь в руках книгу с пустыми страницами и сам ее заполняешь, это совсем другая психология жизни. В скетчбуке вы рисуете тем, что имеется под рукой – гелевой ручкой, цветным карандашом, маркером. По сути получается дневник, в котором вы пишете и рисуете, и он становится для вас отдельной историей. Сначала нужно научиться себе доверять, а потом создавать что-то для интерьера и заниматься на мастер-классах.

Зимой люди особенно нуждаются в сказках


– Рисование – это состояние сказки, которую вы можете создать сами, – замечает Дарья Хрисанфова. – Как говорил итальянский поэт, писатель, сценарист и кинорежиссер Тонино Гуэрра, зима слишком долгая и холодная, поэтому мы больше чем когда бы то ни было нуждаемся в сказках. У нас с этим проблема – мы постоянно ждем, когда нам ее кто-то создаст. Человеку нужно научиться создавать сказку самому.