Принято считать, что новый автомобиль, купленный в автосалоне известной фирмы, будет служить своему владельцу долго и без проблем. Оказывается, даже с «салонной» покупкой могут быть проблемы, да еще какие! В этом убедился харьковчанин, приобретший год назад «нулевой» автомобиль Chevrolet-Evanda стоимостью более 20 тыс. долларов. Через две недели новая машина начала рассыпаться на глазах.

Девятнадцатого августа прошлого года Олег Прощин приобрел автомобиль серого цвета за 106 тыс. грн. в автосалоне ОАО «Харьков-Авто». В тот же день транспортное средство было официально зарегистрировано в МРЭО города Харькова. Олегу Прощину, чей водительский стаж насчитывает 20 лет, захотелось эту машину потому, что у американских автомобилей традиционно мягкая подвеска, да и дизайн у машины неплохой.
Факт покупки нового автомобиля подтверждают кассовый чек магазина, расположенного в поселке Песочин, гарантийный талон, сервисная книжка по гарантийному обслуживанию автомобиля и другие документы. Продавец — ОАО «Харьков-Авто» — гарантировал качество нового Chevrolet-Evanda на протяжении двух лет (24 месяца) со дня передачи владельцу, или 50 тыс. км пробега.
Интересно, что, вопреки законному праву потребителя на необходимую информацию о купленном товаре (ст.12 Закона Украины «О защите прав потребителя»), Прощин не получил сведений ни о стране-изготовителе автомобиля, ни о технических характеристиках машины (включая расход бензина), а также данных об обязательной сертификации продукции. В одном из автомобильных журналов нашлись данные о расходе бензина. Однако «в натуре» бензина уходило в два с лишним раза больше (около 20 л/100 км), чем записано в официальной характеристике Chevrolet-Evanda (7,5 л/100 км).
Обычно новая машина, да еще и приобретенная в автосалоне известной фирмы, ездит долго, надежно и без проблем. Однако проблемы с Chevrolet-Evanda начались спустя каких-то две недели. 3 сентября Прощин пригнал автомобиль в сервисный центр «Харьков-Авто» (пгт Песочин) в связи с отказом CD-чейнджера. Лишь спустя три месяца (!) аппарат заменили, однако вскоре оказалось, что он не подходит к этой модели авто. Спустя еще месяц эксплуатации «накрылась» тормозная система АВС, отказ работы которой рано или поздно мог привести к опасным последствиям и для самого владельца Chevrolet-Evanda, и для других участников дорожного движения. Поломку устраняли еще месяц.

Сводки «с фронта»
В первой половине следующего, 2005 года, Олег Прощин постоянно обращался в сервисный центр «Харьков-Авто». Перечисление устраняемых неисправностей больше похоже на сводки с театра боевых действий, нежели на перечень работ с новым автомобилем (без пробега до его покупки). 11 февраля заменили задние тормозные колодки, которые обычно изнашиваются раз в десять медленнее. 15 февраля пришлось заменить правую ступицу колеса с датчиком скорости. Кстати, через полтора месяца, 30 апреля, такую же процедуру сервисному центру пришлось производить и с левой ступицей.
Неожиданно начала барахлить и автоматическая коробка переключения передач — агрегат, проблем с которым обычно не возникает даже у автомобилей, прошедших, как говорится, и Крым, и Рим. Но у новой Chevrolet-Evanda КПП приказала долго жить уже 21 февраля, спустя всего полгода после покупки авто. 29 апреля агрегат пришлось заменить целиком, что, впрочем, не помешало новой КПП сломаться меньше чем через неделю (!). У водителя возникли проблемы с включением заднего хода. Примечательно, что ни сертификата качества на установленную коробку передач, ни паспорта производителя КПП, ни гарантийного талона на этот агрегат Олег Прощин так и не увидел.

Авто из ниоткуда?
В итоге автомобиль простаивал на сервисном обслуживании в Песочине чаще, чем эксплуатировался. На ремонте машина находилась и тогда, когда писались эти строки. Не смирившись с подобной ситуацией, еще в июне Олег Прощин написал заявление на имя директора ОАО «Харьков-Авто» Виктора Лашина. В документе, помимо подробного перечисления неисправностей, которые пришлось устранять в новом автомобиле, владелец Chevrolet-Evanda требует поменять машину на аналогичное авто надлежащего качества. Или — если такое требование выполнить невозможно — вернуть деньги за автомобиль с учетом материальных и моральных убытков. Но ни июньское, ни последовавшее за ним июльское обращение ни к чему не привели.
Заинтересовавшись «родо-словной» автомобилей Chevrolet в Украине, Олег Прощин выяснил с помощью своих адвокатов, что, во-первых, General Motors никакого производства в нашей стране не ведет, а во-вторых, в списке авторизованных дилеров Chevrolet нет ни одной украинской компании… Поэтому у Прощина есть достаточно причин сомневаться в том, что купленный им автомобиль попал в Украину законным путем и не является, выражаясь специфической потребительской терминологией, неким фальсификатом.

Подсудное дело
Попытка решить проблему с некондиционным автомобилем через «Киев-Авто» («Харьков-Авто» является чем-то вроде дочерней фирмы киевлян) тоже ни к чему не привела. По утверждению пострадавшего, руководство «Киев-Авто» просто открестилось от назойливого потребителя, никоим образом не поспособствовав разрешению пикантной ситуации. А без «одобрямса» сверху харьковское торговое предприятие решить проблему не берется, хотя, судя по всему, и желает этого само.
На сегодняшний день Олег Прощин подготовил иск в судебные инстанции, так как в обществе защиты прав потребителей, куда обратился незадачливый автовладелец, только руками развели. Истец выдвигает к ответчику — ОАО «Харьков-Авто» — целый ряд требований, первое из которых — расторгнуть договор купли-продажи автомобиля Chevrolet-Evanda. Кроме того, он требует взыскать с ответчика стоимость автомобиля на момент представления иска (116 тыс. грн.), неустойку (почти 120 тыс. грн.), убытки материальные (около 13 тыс. грн.) и моральные (16 тыс. грн.). Ведь новая машина забрала у него столько моральных и физических сил, сколько не затрачивают, наверное, даже владельцы «Таврии», печально известной среди автолюбителей и работников станций техобслуживания. Даже новой «Таврии»...