Если вам предлагают провести постгарантийное обслуживание окон, да еще и бесплатно, будьте начеку – в холодное время года активизируются «оконные» мошенники. Как работают аферисты и откуда у них ваш адрес и телефон?

Воскресным утром в квартире пенсионерки Марии Даниловны раздался звонок стационарного телефона. Девушка приятным мягким голосом сообщила, что гарантийный срок установленных в ее квартире окон давно истек, а посему фирма (с невнятным названием) проводит их постгарантийное обслуживание.

– Наш эксперт к вам придет в ближайшее время (он как раз в вашем районе), проверит регулировку, хорошо ли работают ручки, не дует ли, не собирается ли конденсат, – щебетала девушка. – Не переживайте, все это совершенно бесплатно и много времени не займет.

Слово «бесплатно» послужило триггером – бабушка, осерчавшая было, что ее оторвали от затеянных пирогов, подобрела, расплылась в улыбке и пожаловалась «внимательной» девушке, что окна и правда установлены десять лет назад и как похолодало – из них дует, а на кухне и впрямь запотевают. Так что, присылайте, мол, своего специалиста – жду!

«Эксперт» все осмотрел, покрутил, повертел и сделал страшные глаза: окна буквально рассыпаются на глазах, фурнитуру нужно менять, как, впрочем, и подоконник вместе с подставочным профилем и так далее, и тому подобное – иначе вы просто замерзнете! Ремонт выливался в копеечку. «Вы же говорили, что бесплатно», – попыталась сопротивляться обескураженная Мария Даниловна. Однако «мастер» заявил, что бесплатно проводится осмотр, выявление неполадок, а вот за материалы и фурнитуру придется заплатить.

– Я так расстроилась, что уже ничего не соображала, – делится с «Вечерним Харьковом» пенсионерка. – Из окон-то действительно дует. Ну зачем мне искать еще какого-то мастера, если он уже тут? Посоветоваться было не с кем – сын за границей. Полезла в загашник и отдана ему предоплату. Заверил, что все купит, завтра принесет и все исправит. «Окошки, бабка, будут, как новенькие», – пообещал он. И был таков...

О вас переживает завод-изготовитель

Аналогичный звонок разбудил с утра пораньше и Лину Сергеевну. Та спросонья толком ничего не поняла, перенесла визит «специалиста» на шесть вечера и позвонила дочери.

– Дело в том, что окна в маминой квартире не менялись. Звонили наверняка мошенники, тем более что о таком способе обмана я читала в соцсетях. Так что пришла к маме, готовясь поговорить с «фирмой», которая предоставляет услуги постгарантийного обслуживания несуществующих окон, так сказать, во всеоружии, – рассказывает дочь пенсионерки Лера.

В шесть часов никто не пришел. Лера успокоилась – решила, что от мамы отстали. Звонок на городской телефон раздался около десяти часов вечера. Девушка сообщила, что мастер уже в этом районе, так что через 30 минут будет около подъезда. Зовут его Святский Андрей. «У вас же домофон работает?», – поинтересовалась она и назвала адрес Лины Сергеевны. Лера «прикинулась валенком» и решила выяснить, что это за фирма и как к ней попали мамины данные. Разговор записала на диктофон.

– Мы звоним от завода-производителя. У вас установлены наши пластиковые окна Rehau. С момента установки прошло более десяти лет – 2006 год у нас в компьютере указан, – сообщила девушка.

– Откуда у вас наш адрес? – интересуется Лера.

– Установщик передал ваши данные заводу-производителю – в гарантийном листке все указано, – отвечает собеседница.

– А какая фирма-установщик передавала наши данные? – не унимается Лера.

– У нас фирма-установщик не указана – их очень много и отследить компанию очень тяжело. Да это и не требуется – ваш гарантийный договор с ней закончился. Теперь ответственность несет завод-изготовитель, поскольку он давал гарантию на профиль и стеклопакет до 20 лет и взял на себя обязательство раз в 20 лет направлять специалиста на постгарантийное обслуживание. Мы работаем по постгарантийному обслуживанию, – убеждает девушка.

– Девушка, дело в том, что в этой квартире окна не менялись пятьдесят лет – с тех пор, как был сдан дом, – огорошила ее Лера.

После затянувшейся паузы на том конце провода невинно заявили: «Странно... Кто же это вашим адресом воспользовался? Снимаем вас с гарантии и аннулируем договор».

Откуда берут данные?

Такая схема не нова.

– Действия мошенников направлены на людей старшего возраста. Именно на эту возрастную категорию безотказно действуют такие слова-приманки, как «бесплатно», «государственная программа», «социальная поддержка», «скидки», «подарки» и так далее, которыми мошенники зачастую и манипулируют, втираясь в доверие к пенсионерам, – рассказал «Вечернему Харькову Роман Чумак.

Как правило, «оконные» аферисты активизируется в холодное время года – осенью, зимой, весной, когда из давно установленных окон действительно начинает поддувать, они запотевают. Это вызывает дискомфорт у жильцов и они более охотно клюют на предложенное бесплатное постгарантийное обслуживание, которое, как показывает практика, выходит им боком.

– Главный вопрос – откуда аферисты получили персональные данные этих женщин? Ведь они не просто наугад звонили по всем подряд телефонам, а знали их адреса с именами, с фамилиями. Возможно, пожилые женщины оформляли какие-то документы. Самое простое, что приходит на ум, – карта харьковчанина, где указывались все данные. Возможно, информацию взяли из отдела субсидий. Но кто-то приторговывает персональными данными, – считает юрист.

Чем грозит визит «эксперта»?

Получив сведения, эта «компашка» обходит жильцов. Цели может преследовать разные, но явно не благородные.

– Попав в квартиру, такой «специалист» в лучшем случае начинает навязывать различные услуги по неоправданно завышенной стоимости. Может что-то установить, поменять втридорога, а может просто взять деньги и скрыться, – продолжает Роман Чумак. – В худшем случае такие «мастера» могут обнести квартиру или посмотреть, в какой обстановке люди живут. А потом уже явятся более профессиональные люди и разберутся с «лишними» вещами в квартире. Такая разведка часто проводится лже-представителями коммунальных служб, липовыми социальными работниками, якобы общественными организациями, помогающими старикам и так далее.

Чтобы избежать беды, юрист советует снова и снова напоминать своим пожилым родственникам, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, предупреждать, чтобы ни в коем случае не пускали посторонних людей в дом, не заручившись поддержкой родственников, соседей, хороших знакомых.

– Важно, чтобы в этот момент кто-то был рядом и не позволил совершить глупость, – говорит Роман Чумак.

А если встреча с «мастером» все же состоялась – поинтересуйтесь, есть ли у него договор на предоставление услуг. Он должен быть подписан либо директором организации, либо сотрудником по доверенности. В противном случае документ не имеет юридической силы. Хотя и он может оказаться фейковым, как и сама компания приславшая «эксперта».