На этой неделе в художественной галерее им. Генриха Семирадского открылась выставка живописи известного харьковского художника-графика Ильдана Яхина.

– Ильдан Яхин – очень известный график, доцент кафедры графики Харьковской академии дизайна и искусств, возглавляет кафедру графики в Харьковской организации Национальном Союзе художников Украины, – презентует автора директор художественной галереи им. Генриха Семирадского Люсия Маслова. – Начинал как плакатист, затем занялся графикой, живописью. В нашей галерее Ильдан Яхин еще не выставлялся, и нам, конечно, хотелось представить такого интересного художника. Когда мы пришли в его мастерскую, оказалось, что у него невероятно много работ – их хватило бы на восемь–десять выставок. Ильдан Измайлович больше график, но у него такое множество прекрасных работ и серий в разных техниках, что представить в одной выставке всего понемногу было не очень представительно.

Оценив изобилие интересных работ и разнообразие стилей Ильдана Яхина, в галерее решили сделать две выставки – показать отдельно живопись и графику художника. Первая выставка раскрывает живопись Ильдана Яхина. Как график пришел к живописи?

– Я занимаюсь живописью, в общем-то, давно, – рассказывает Ильдан Измайлович.– Если говорить об этой выставке, то самая ранняя в экспозиции работа была написана в 1990 году. Выставка носит ретроспективный характер: представлен ряд живописных работ за последние три десятилетия.

Сказывается ли на живописи годами отшлифованный графический опыт?

– Я считаю, что в живописных техниках работаю совершенно иначе. Большое значение имеет сама техника. Живопись маслом, акрилом – это абсолютно иные приемы и ощущения от материала, которые во многом влияют на работу. В живописной технике невозможно повторить, например, приемы офорта. Это небо и земля в подходах. Я люблю импровизировать, экспериментировать и, когда встречаюсь с новым материалом или техникой, это само по себе влияет на конечный результат, – делится автор. – В основном я занимаюсь графикой и делал циклы, которые иногда длились годами. Живописью я занимаюсь реже, поэтому здесь у меня более спонтанный подход. Есть и переплетающиеся между собой работы: на выставке представлен мотив, написанный в 2001 и 2015 году. Сюжет один и тот же, но работы совершенно разные по трактовке. Захотелось поэкспериментировать.

По словам Люсии Масловой, Ильдан Измайлович мог бы использовать и развивать какие-то выгодные хорошо отработанные удачные моменты своего творчества, как это обычно делают художники, которые хотят добиться славы. Но он очень скромный человек, и для него главное – внутренний мир. Несмотря на то, что он маститый художник, в нем все равно остается легкость поиска. Он не боится экспериментировать, и каждый раз старается подходить к работам по-новому.

– Что происходит с живописью, когда за нее берется график? Обновляется формой, тематикой и стилистическими средствами. Это ощущение плоскости, сюжетность темы и понимание качества цвета. Ильдан Измайлович умеет на холсте сотворить целую драматургию. “Он как никто чувствует плоскость полотна и то, на что она способна”, – считает искусствовед Олег Коваль.