В Украине предлагают вернуть государственное регулирование цен на социально значимые продукты.

Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной раде. Подешевеют ли в связи с этим хлеб, масло, яйца, молоко и не приведет ли такое решение к дефициту этих продуктов?

Соответствующая инициатива содержится в законопроекте №6374 о внесении изменений в закон «О ценах и ценообразовании» в части восстановления государственного регулирования цен на социальные продукты питания, который был зарегистрирован в Верховной Раде 2 декабря.

Согласно тексту документа, госрегулирование цен на социальные продукты осуществляется путем установления предельной торговой надбавки, которая может быть не менее 5% и не более 15% от отпускной цены у производителя.

В перечень социально значимых продуктов намерены включить: крупу гречневую, сахар-песок, муку пшеничную высшего сорта, вермишель из муки высшего сорта пшеницы, молоко пастеризованное жирностью 2,5%, хлеб ржано-пшеничный, батон из пшеничной муки, яйца куриные категории С1, тушку куриную, воду минеральную негазированную, масло сливочное жирностью 72,5%, масло подсолнечное.

При этом авторы законопроекта ссылаются на опыт стран ЕС, где, по их данным, государственному контролю подлежит преобладающая часть продукции аграрного сектора – 88–97%. Отмечают, что в Евросоюзе в первую очередь осуществляется надзор за ценами на продукцию земледелия (пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, рапс, подсолнечник), а также на крупный рогатый скот, молоко, сахар, оливковое масло.

По словам экономического эксперта Олега Пендзина, вполне логично, что в период экономического кризиса, который сегодня наблюдается не только в Украине, но и во всем мире, государство будет защищать ценовой продовольственный рынок. Однако сделать это можно было гораздо проще.

Эксперт напомнил, что государственное регулирование цен на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, куриные яйца в Украине отменили с 1 июля 2017 года. Также правительство упразднило необходимость декларирования производителями изменений оптово-отпускных цен на 13 групп товаров, предельного уровня рентабельности производства муки и хлеба социальных сортов, детского питания.
Помимо того, Госпродпотребслужба лишилась полномочий по контролю ценообразования на рынке продовольствия.

– Однако ситуация тогда была несколько иная – не было пандемии, Украина находилась на подъеме. Сейчас ситуация в стране изменилась, пандемия вряд ли закончится завтра, кризисные явления всем мире продолжаются. Так что мы и без того задержались с введением госрегулирования. Потребительская корзина украинца подорожала на 24% за год, то есть малоимущие слои населения очень сильно пострадали. Поэтому логично, что государство будет защищать ценовой рынок в первую очередь по продовольствию, – говорит он. – И европейцы, и американцы это достаточно эффективно делают. В принципе, такие механизмы есть. И это абсолютно нормальное явление, когда государство защищает внутренний рынок.

Дефицита продуктов госрегулирование цен не вызовет, считает экономический эксперт, поскольку регулировать будут лишь торговую надбавку, а не себестоимость продукта.

– Никто не будет заставлять компании работать себе в убыток, – говорит Олег Пендзин.

Правда, экономист не видит необходимости в принятии нового закона для возврата госрегулирования цен.

– Зачем так сложно? Никто же не отменял закон «О ценах и ценообразовании». В 2017 году правительство просто отменило постановление 1548, которым, собственно, и вводились механизмы определения названия тех или иных товаров, на которые ограничивалась торговая надбавка, вводилось обязательное декларирование изменения цен. То есть этот вопрос можно решить просто постановлением Кабмина без применения нового законодательства, – считает Олег Пендзин. – Кстати, напомню, что в конце 1990-х даже было решение Конституционного суда, который четко определил, что полномочия Верховной Рады – установление общих принципов регулирования цен, государственной ценовой политики. А уже конкретные вещи, связанные с определением перечня продуктов и установлением цифровых показателей, – это полномочия Кабмина. Зачем же создавать очередные сложности, принимая специальный закон?

Экономист считает, что такой механизм должен подстраиваться под экономическую ситуацию в стране и отменяться или вводиться тогда, когда того требуют обстоятельства.