Используя платформы объявлений, есть риск пострадать как при покупке товаров, так и при их продаже.

Как сообщили в отделе коммуникаций областного главка полиции, за последние годы наблюдается устойчивая тенденция к переходу преступной деятельности от реальной – в цифровую среду. И чем стремительнее развитие онлайн-шоппинга, тем больше эта сфера привлекает внимание мошенников. Согласно официальным данным, в этом году около 70% электронных обращений граждан в киберполицию Харьковской области относятся к категории онлайн-мошенничеств.

Например, недобросовестный продавец размещает объявления о продаже несуществующего товара, получает подписку или полную оплату за товар, после чего прекращает общение с покупателем.

Также распространены схемы мошенников, когда они выдают себя за покупателей. По одному из сценариев псевдопокупатель находит контактный номер продавца и связывается с ним в мессенджере. Мошенник в общении с продавцом интересуется товаром и предлагает оформить доставку через услугу доставки площадки объявлений, после чего отправляет в мессенджере ссылку на фишинговую страницу, имитирующую официальный сайт платформы объявлений.

От продавца требуется ввести данные банковской карты для получения денег за товар. Вместо получения денег продавец передает данные своей банковской карты мошеннику, который разными способами использует средства на счете потерпевшего, в том числе и кредитные.

Кроме того, в последнее время распространена схема выманивания данных банковских карт у доверчивых граждан с помощью сайтов знакомств. По такой схеме мошенник в общении с жертвой предлагает вместе посетить любое культурное мероприятие (киносеанс, концерт, спектакль) и присылает в мессенджере ссылку на фишинговый сайт по продажам онлайн-билетов. При покупке билетов от потерпевшего на фишинговом сайте требуется заполнить форму с реквизитами его банковской карты (СVV-код, срок действия), после чего мошенники переводят средства со счета потерпевшего на свои счета.

Как уберечься от онлайн мошенников???
  • для онлайн-шоппинга использовать только проверенные ресурсы;
  • внимательно проверять URL-адрес необходимого сайта, ведь один лишний символ может означать, что ты попал на фишинговый сайт;
  • на официальном сайте торговой онлайн площадки ознакомиться с условиями получения услуги доставки;
  • не переходить по подозрительным гиперссылкам;
  • подозрение должно вызвать предложение о переводе общения в мессенджере (при покупке на платформе объявлений, обсуждать детали соглашения только в чате этой платформы и не переходить в мессенджеры);
  • при расчетах в сети Интернет можно использовать Интернет-карту (виртуальную карту), на которую переводить средства непосредственно перед расчетом и в сумме, необходимой для расчета;
  • не сообщать посторонним лицам свой финансовый номер (номер мобильного оператора, по которому проходит аутентификация в Интернет-банкингах), сообщить мобильному оператору о запрете на дистанционный перевыпуск сим-карты. В социальных сетях, на сайтах объявлений не указывайте в качестве контактного свой финансовый номер.
Покупателям:
  • не производить 100% предоплату за товар, использовать услугу «послеоплаты» - оплату после получения и осмотра товара;
  • изучать отзывы о продавце в сети Интернет;
  • позвонить на контактный номер продавца, указанный в объявлении.
Продавцам:
  • сообщать покупателям для расчета только номер банковской карты (никаких кодов, паролей). Распространенная схема, когда мошенники, под видом покупателей, требуют для перевода средств номер именно кредитной карты продавца;
  • на базе официального вебсайта работает информационная антимошенническая площадка под названием STOP FRAUD, которая включает в себя перечень телефонных номеров, банковских карт и интернет-ресурсов, которые использовались для реализации мошеннических схем преступниками.
Чтобы обезопасить себя от мошенников, звонящих по телефону от имени работников банков и выпрашивающих информацию, не сообщайте информацию о себе, своих счетах, кодах, паролях. Выясните все вопросы в ближайшем отделении банка.