Верховная Рада приняла государственный бюджет Украины на 2022 год. Что сулит основной финансовый документ, по которому стране предстоит жить весь следующий год, и какие статьи вызывают наибольшую критику экспертов?

Государственным бюджетом Украины на будущий год предусмотрено, что доходы в 2022-м составят 1,322 триллиона гривен, расходы – 1,497 триллиона. Дефицит удерживается на уровне до 3,5% ВВП, финансирование госбюджета предусмотрено на уровне 188,8 миллиарда гривен. Рост валового продукта – 3,8%.

Также в бюджете заложены:

– инфляция на уровне 6,2%;
– прожиточный минимум с 1 января – 2 393 грн, с 1 июля – 2 508 грн, с 1 декабря – 2 589 грн;
– минимальная зарплата с 1 января – 6 500 грн, с 1 октября – 6 700 грн;
– среднемесячная заработная плата – 15 258 грн;
– уровень безработицы населения в возрасте 15–70 лет по методологии МОТ, к экономически активному населению – 8,5%;
– экспорт товаров и услуг – 6,5%;
– импорт товаров и услуг – 9,2%;
– средний курс гривны к доллару США на конец года – 28,6–28,7.

– Я вообще удивляюсь, как этот бюджет собрал 268 голосов. Но что еще Родине делать. Должен быть бюджет до Нового года – вот вам бюджет, – так прокомментировал главный финансовый документ, в соответствии с которым страна будет жить с следующем году, экономический эксперт заслуженный экономист Украины Александр Кирш.

По его словам, это бюджет не развития, а раздачи долгов.

– Однозначно это не бюджет развития. Его нельзя назвать даже бюджетом проедания, потому что тогда должны закладываться средства на еду, а в нем и этого нет. Это скорее бюджет раздачи долгов, потому что почти 40% в нем предусмотрено на обслуживание внешнего долга. И при этом – зарабатывания новых долгов, потому что мы видим дефицит бюджета, который интеллигентно сравнивают с валовым продуктом, мол, сегодня дефицит бюджета составляет 3,5 % к валовому продукту. Но корректнее было бы сравнивать с расходами, то есть насколько расходы превышают доход. Тогда получается 13,2% – вот реальный дефицит бюджета. Это колоссальная сумма, которая тоже, скорее всего, будет пополняться из займов, – отмечает Александр Кирш.

По мнению заслуженного экономиста Украины Александра Кирша, принятый Радой бюджет – это бюджет раздачи долгов. Если сумму внешнего долга, говорит он, разделить на количество работающих украинцев, то каждому из нас придется погашать две тысячи гривен ежемесячно. Ведь бюджет – это деньги, которые государство берет у граждан и распределяет по статьям.

– На возврат долгов в год будет тратиться фактически около 13 тысяч гривен на каждого гражданина Украины, включая новорожденных. Если брать только активный возраст, то приходится по 25 тысяч на каждого работающего в год, то есть в месяц каждый человек отдает две тысячи гривен, – подсчитал эксперт. – Многовато, конечно, на обслуживаие долга.

Курс доллара никак не могут угадать


Курс доллара, озвученный в бюджете, по словам эксперта, вряд ли будет соответствовать действительности.

– Родина уже который раз не может его угадать. На нынешний год тоже планировался доллар по 28 гривен. А на следующий заложен курс 28,6–28,7 при сегодняшнем 27. То есть рост доллара планируется примерно чуть больше 6%, что соответствует росту инфляции. В действительности же это не соблюдается. Нацбанк буквально зубами держит гривну. Национальная валюта имеет сверхвысокий курс. И когда случится обвал гривны – а он рано или поздно случится, – даже страшно представить каким будет курс, – говорит Александр Кирш. – С другой стороны, если доллар «не выполнит план» и окажется меньше, чем заложен в в финансовом документе, государство получит серьезные недопоступления в бюджет из-за недополученной ввозной НДС. Так было в нынешнем году: доллар оказался дешевле, чем предусматривалось, соответственно – и ввозной НДС был меньше. Если так получится и сейчас, то мы опять получим недопоступление налогов из-за ввозного НДС.

Темпы роста минималки существенно упали


Комментируя основные макроэкономическе показатели, заложенные в бюджете-2022, профессор ХНЭУ им. Семена Кузнеца, доктор экономических наук Дмитрий Шиян отметил что впервые за много лет рост минимальной заработной платы будет меньше уровня инфляции.

– С 1 декабря 2021 года минималка составляет 6500 гривен и только с 1 октября 2022-го вырастет до 6700 гривен, то есть всего на 3%, тогда как инфляция официально закладывается больше 6%. Таким образом, мы видим падение темпов роста минимальной заработной платы. Я помню, у нас были годы, кода зарплата увеличивалась вдвое. В 2017 году – с 1600 до 3200 гривен. В прошлом году мы начали с шести тысяч и сейчас всего шесть с половиной тысяч гривен, и только осенью следующего года будет 6700 гривен, – говорит Дмитрий Шиян.

В свою очередь, Александр Кирш отмечает, что с ростом минималки увеличивается и минимальный размер ЕСВ, который обязательно должны платить предприниматели, вне зависимости от дохода. Поэтому он усматривает даже плюс в том, что рост минимальной зарплаты незначителен.

– Минимальная заработная плата почти не растет. С ее повышением в октябре 2022 года , вырастет и минимальный ЕСВ, который будет составлять почти полторы тысячи – 1474 гривен. А это та сумма, которую предприниматели должны платить, даже если у них нет доходов. Так что в незначительном росте минималки есть небольшой плюс – соответственно, несильно вырастет и размер обязательного ЕСВ, – поясняет экономический эксперт.

Пенсионный фонд на грани банкротства


Александр Кирш обращает внимание на огромную дыру в Пенсионном фонде и официальное заявление премьер-министра о его неизбежном банкротстве.

– Колоссальная дыра в Пенсионном фонде – 200 миллиардов. Исходя из этого, минимальная пенсия будет расти совсем на небольшую сумму – с 1934 до 2027 гривен, менее 5%, то есть менее роста инфляции, – говорит экономист. – Неизвестно, как государство будет выполнять эти цифры, поскольку премьер-министр завил, что в ближайшее время Пенсионный фонд ждет обвал, банкротство. Даже если бы так и было, в любом случае глава правительства такие заявления делать не должен. Когда премьер-министр официально заявляет, что Пенсионный фонд ждет банкротство, это соответствующим образом влияет и на добровольность поступления ЕСВ. Когда от предприятия или человека что-то зависит, он, соответственно, думает: а стоит ли отчислять ЕСВ, если ПФ все равно на грани банкротства? Хотя признаки этого действительно есть, и за счет чего будет лататься дыра в 200 миллиардов – мне непонятно.

Эксперт отмечает незначительный рост средней зарплаты, что соответствующим образом сказывается на наполнении Пенсионного фонда.

– Чтобы росла средняя зарплата, надо прекратить карантины, которые направлены не столько борьбу с коронавирусом, сколько на борьбу с малым и средним бизнесом. Кроме того, если будет введено РРО для всех без исключения, вряд ли государство получит больше, потому что часть единоналожников уйдет в день, если они вообще останутся «живы», – говорит Александр Кирш. – А это и проблема роста цен, потому что относительно низкие цены в стране держат именно единоналожники – если их не будет, мы увидим как взлетят цены. Это и занятость, потому что они предоставляют работу не только себе, но и наемным работникам. И, конечно, средняя зарплата от такой политики государства не вырастет. Так откуда возьмутся поступления в Пенсионный фонд?


За счет чего упадет безработица?


Не видит эксперт оснований и для заложенного в бюджет-2022 уменьшения уровня безработицы с 9,2% до 8,5%.

– Не очень понятно, за счет чего. Непонятно на каком основании. То ли Родина уверена, что коронавирус прекратится, то ли будет как-то по-другому вести борьбу с малым и средним бизнесом. И все это коррелируется тем, что валовый продукт растет всего на 3,8% при инфляции 6,2 %. То есть по сути закладывается отрицательный рост валового продукта. И неясно, как это падение валового продукта стыкуется с заложенным в бюджет падением безработицы, – недоумевает Александр Кирш.


На что будут тратить налоги украинцев


В бюджет-2022 заложили повышение минимальной зарплаты для врачей до 20 тысяч гривен, а среднего медперсонала – до 13,5 тысячи гривен. На это направят два миллиарда гривен.

Заложено финансирование в размере 5,5 миллиарда гривен 100% очереди для ветеранов АТО/ООС на приобретение жилья.

С 1 января предусмотрен рост минимальной стипендии студентам вузов до двух тысяч гривен (повышенной – до 2 550 грн). Также это коснется студентов заведений среднего специального образования: с 480 грн ее повысят в 2,5 раза – до 1250 грн.

Увеличились расходы на безопасность и оборону до 6% ВВП, а именно – около 322,7 млрд грн. Продолжили расти капитальные расходы до 140,2 млрд грн (+30 млрд грн) – это 9,4% расходов. Дополнительные 1,8 млрд грн дали на цифровизацию.

На инфраструктуру выделили дополнительно 25 млрд грн ко второму чтению. Из них добавилось 9 млрд грн субвенции «на места» на больницы и учебные заведения (эти средства должны дальше перераспределить депутаты). Еще 4,4 млрд грн будут направлены на развитие аэропортов. Далее, из инфраструктурных средств на 4,3 млрд грн поддержат модернизацию железной дороги и электрификацию.

На развитие культуры выделяется дополнительно 5 млрд грн, из которых половина – на «Большую реставрацию», 1 млрд – на поддержку кино и 183 млн – на развитие книгоиздательства.

На здравоохранение прибавили 3,1 млрд грн, 2 млрд грн – на образование и науку, в том не забыли о Президентском университете, на который выделили 400 млн грн. Миллиард добавили на физическую культуру и спорту.

Отдельно предусмотрено 3 млрд грн на выплаты «тысячи Зеленского», 1 млрд грн на проект мелиорации, 1 млрд грн – на «Питьевую воду». Добавили 400 млн на реструктуризацию угольной отрасли, столько же – на индустриальные парки.