Ситуация на дорогах Украины. ГАИ заявляет об успехе оперативно-профилактического месячника. Оштрафованные водители — о беспределе проверяющих. Кто прав? Разбирался корреспондент «Вечернего Харькова».

В эти дни тысячи водителей по всей стране воспринимают взмах черно-белого жезла как приговор: сейчас оштрафуют или того хуже — отберут права. При этом работники Госавтоинспекции заявляют о небывалом успехе оперативно-профилактического месячника, а многие оштрафованные владельцы авто — о беспределе проверяющих. Кто же из них на самом деле прав? В этом разбирался корреспондент «Вечернего Харькова». 

Постовые до конца месячника объявили бойкот 

После многочисленных звонков в редакцию, в которых харьковские автомобилисты жаловались на то, что сотрудники ГАИ без причины отбирают у них права, пришлось выехать на городские магистрали, чтобы убедиться воочию, что же там происходит. Остановились возле первого же патруля на перекрестке ул. Богдана Хмельницкого и ул. Шота Руставели. Там дежурили два инспектора ГАИ, один из которых начал было рассказывать, как проходит их дежурство, но коллега резко его прервал: «Коля, ты что, какие рассказы? Сам знаешь, до конца месяца не положено». Наш комментатор осекся на полуслове. 

Что ж, разговор не получился, но стоять-то рядом со стражами порядка никто запретить не может. В присутствии корреспондента «гаишники» вели себя идеально, все нарушения были зафиксированы вполне справедливо. Но даже те водители, которые не соглашались признать себя нарушителями, от комментариев для прессы уклонялись, старались быстрее сесть в машину и скрыться. На вопрос: «Почему?» один из них все же бросил на ходу: «Мне не нужны лишние неприятности, так мне запись об изъятии прав карандашом нарисует, а так — ручкой, да еще и припишут, что был в нетрезвом состоянии». 

Ну, слова к делу не пришьешь. Так, не найдя никаких видимых признаков ущемления прав водителей, отправляемся туда, где рядом нет сотрудников ГАИ, а у водителей есть желание поведать о том, почему и при каких обстоятельствах у них отобрали права. 

Водители считают себя пострадавшими 

В фойе здания Киевского районного суда города Харькова — столпотворение возле большого стенда, на котором красовались списки с фамилиями людей, чьи права были изъяты за несоблюдение правил дорожного движения. К заветным спискам пробирались озабоченные водители и читали, к какому судье им нужно идти на рассмотрение дела. Здесь уже свое недовольство люди не скрывали. 

Поиски себя в списках проштрафившихся

Владислав Жуков«Дело было так, — рассказывает свою версию Владислав Жуков. — На спуске Веснина мне надо было повернуть направо на Пушкинскую. Зеленый свет, все машины начинают двигаться. Я пропустил два встречных авто и чуть-чуть замешкался. Буквально на секунду. Не знаю почему. Может, сцепление раньше отпустил или газу дал больше. Скользко ведь было, а машину в такую погоду тяжело вести. Вот и заглох на несколько секунд. А тут уже красный свет. Что делать? Стою. Смотрю, что происходит вокруг. С левой стороны я загораживаю движение. С правой — машины, которые едут, меня вперед пропускают. Мигают. Я поехал. И все, меня остановили. Было два «гаишника», один наш и один киевский. Киевский и заставил меня писать объяснение, причем на украинском языке. Хотя мне проще было это сделать на русском. Вот и получилось, что я «суржиком» ему написал непонятно что». 

Тем временем подходит еще один водитель. 

Сергей Левченко«Это произошло на Пушкинской, — говорит рабочий Сергей Левченко. — Подъезжаю к пешеходному переходу, переходят дорогу два человека. А с левой стороны находится трамвайная остановка. То есть люди там, на проезжей части, стоят и ждут трамвая. Пешеходов я пропустил. Потом потихоньку поехал и меня сразу остановили. Сам «гаишник» мне сказал, что я пропустил двоих пешеходов, но, по его мнению, не пропустил остальных. А как я мог пропустить людей, которые стоят на проезжей части и ждут трамвая? Я же не могу остановиться и спросить нерешительных пешеходов, собираются ли они переходить сейчас дорогу. Он мне ответил: «Если ты не согласен с моим решением, тогда пиши в протоколе, что ты не согласен, но права мы заберем все равно». И, забрав права, уехали». 

Поднявшись на второй этаж, возле входа в зал заседаний удалось пообщаться еще с двумя молодыми людьми, у которых прямо на дороге отобрали водительские права. Юрий Головченко попал в немилость инспекторов ГАИ тоже на перекрестке ул. Веснина и ул. Пушкинской: «Я поворачивал с Веснина налево на Пушкинскую и меня остановили. Не успел повернуть на зеленый. Там очень интенсивный поток транспорта. Мне просто выписали квитанцию и все». 

Тарас ПерепелицаА вот Тарас Перепелица так просто не сдался, он юрист и себя в обиду не даст: «Мне надо было повернуть направо. Я выехал на середину перекрестка. Спокойно, свободно. Никому не мешаю, поворачиваю. Меня останавливают и говорят, что не пропустил машину. Я говорю, ребята, вы что, я ничего не нарушал. Дали мне протокол. Причем попытались подсунуть его незаполненным. То есть за что меня взяли и как, это не было записано. Я им сказал, что протокол подписывать не буду. После таких слов работники ГАИ предъявили мне новое нарушение. Якобы мне уже вменялось создание аварийной ситуации. Соответственно, ниже я написал свое объяснение о том, что я не согласен с этим решением и права добровольно не передаю. Мне пытались показать кодекс, но когда я сказал, что этот кодекс старый и многие положения там не соответствуют нынешнему, они его спрятали. Единственное и главное, что мне не дали сделать, это зачеркнуть главы со свидетелями, которые по закону должны были присутствовать. А их не было».
Выслушав немало жалоб и обвинений в адрес работников ГАИ, решил отправиться к ним и узнать их версию происходящего на харьковских дорогах. 

Не нужно нарушать правила дорожного движения 

Сергей КондратьевНачальник административной практики отдела ГАИ г. Харькова Сергей Кондратьев итогами работы инспекторов харьковских ГАИ, усиленной киевскими коллегами, доволен: «Работа идет полным ходом, и у нас неплохие результаты. Вот, например, только за один сегодняшний день направлено в суд 356 административных протоколов, и сразу в тот же день рассмотрено 194. Оштрафованы 190 человек. И это за день! В основном нарушители дорожного движения обвиняются по статье 122 часть 4 — создание аварийной ситуации. Очень редко, чтобы в суде выносили решения по другим статьям. Сегодня у нас всего два дела, где судом вынесено обвинение по статье 122 часть 3 — за то, что не уступили дорогу пешеходам». 

Сергей Кондратьев поясняет: по статье 122 часть 3 нарушителю грозит всего лишь мелкий штраф до 17 гривен, а вот четвертая часть этой статьи предусматривает лишение водительских прав. 

Олег Никоненко— Согласно правилам дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть, — рассказывает начальник отделения профилактической работы ГАИ по обслуживанию г. Харькова Олег Никоненко: — У нас же обыденное явление: водитель поворачивает налево, и в этот момент пешеход начинает законно переходить дорогу под дорожным знаком или по «зебре». А его водители заставляют вернуться или убежать назад. Это и есть создание аварийной ситуации, которое и предусматривает лишение права управления транспортным средством сроком от трех до шести месяцев. Также серьезным нарушением является движение транспортных средств по встречной полосе или по одностороннему движению навстречу общему потоку. А также — движение по тротуарам и по дорожным переходам, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, невыполнение требования об остановке, проезд на запрещающий сигнал светофора, если при этом водитель создал аварийную обстановку, то есть если создал помеху другому транспортному средству либо заставил другого участника дорожного движения изменить скорость, направление движения». 

— Кстати, по поводу лишения прав. А имеют ли право инспекторы ГАИ изымать у водителей права прямо на дороге? — спрашиваю у Олега Никоненко. 

— Водительское удостоверение не изымается, а приобщается к админматериалу, составленному за нарушение правил дорожного движения. 

— Говорят, что у киевских инспекторов больше прав в этом рейде, чем у харьковских. 

— Вовсе нет. Они несут службу так же, как и наши сотрудники. Точно так же заступают на пост и выявляют нарушения правил дорожного движения. Особых отличий у них нет. Отдельных требований к ним не предъявляется. Выявляют такое же практически количество нарушений. Так же, как наше подразделение, которое работает в Одессе, там сейчас работает 31 наш сотрудник. Но тут нужно делать скидку на то, что Одесса хоть и большой город, но меньше Харькова и, соответственно, интенсивность движения у нас другая, сам характер города, его расположение совсем другие. В каждом городе своя специфика работы. 

— И все же многие водители жалуются на то, что многие из киевлян штрафуют
водителей без каких-либо документов и квитанций, прямо на месте. 


— Что касается взяток, то пока таких фактов не было зафиксировано. 

Получите и распишитесь 

Сергей ВладимировСтарший инспектор практики отдела ГАИ г. Харькова Сергей Владимиров заверил, что с выдачей водительских удостоверений проблем нет: 

«Мы работаем не покладая рук. Сидим здесь до последнего человека. Если придет кто-то в восемь вечера, выдадим и в восемь. Все происходит просто и быстро. Водитель нарушил правила дорожного движения. Его остановил сотрудник Госавтоинспекции, составил административный протокол, к нему приложил водительское удостоверение — в таком виде материалы отправляются в суд. На основе составленного материала водителю выдается оповещение, в котором указано, что ему необходимо такого-то числа явиться в такой-то суд. После того как суд принимает решение, материал привозится в отделение ГАИ в отдел административной практики, проводится проверка водителя на предмет повторности его нарушений в течение года по одним и тем же статьям. Делается отметка: если привлекался, значит идет как повторное нарушение. Если его один раз оштрафовали, то второй раз уже нужно лишать прав на определенный срок, в зависимости от нарушения. То есть идет объективная оценка. Если штраф — он приезжает к нам на улицу Шевченко, 315, в 110-й кабинет. Там он показывает постановление суда, что он оштрафован, прикладывает копию квитанции об оплате и ему ставят в талончике отметку по коду в зависимости от того, какое у него нарушение. Если же, по решению суда, водитель лишен прав, тогда составляется протокол задержания водительского удостоверения, и оно отправляется в регистрационно-экзаменационное подразделение. По закону, после того как водительские права приобщили к материалу дела, водитель еще месяц имеет право ездить при наличии документа, удостоверяющего личность». 

Работа по выдаче прав идет полным ходом

К слову, в среде водителей не все считают нынешние проверки бесчинством. Можно услышать и такое мнение: жесткие меры на дорогах нужны — ГАИ поступает правильно.
Евгений Мальцев, водитель с 33-летним стажем: «Я, например, оцениваю работу ГАИ только позитивно. Каждый водитель, который получает права, принимает на себя обязанности. Почему-то права используются в полной мере, а обязанности нет. В несколько десятков раз увеличились за последнее время и травматизм, и аварийность. Я нарушал правила много раз, сказать, что от меня требовали деньги, такого ни разу в жизни не было. Я давал лично сам и уговаривал, чтобы взяли. Мне легче отдать деньги, чем идти в суд и разбираться. А то, что теперь наводят порядок — это правильно». 

Что ж, может быть, действительно только очень строгими мерами можно у нас навести порядок на дорогах? Главное, чтобы эти меры стали системными и после завершения оперативно-профилактического месячника их не предали забвению. 

Законное право гаишников

Сотрудники ГАИ имеют право изымать водительские удостоверения. Такое разъяснение дал министр юстиции Николай Онищук. Однако забрать права могут лишь временно — до решения суда. Кроме того, министр напомнил: изъятие документов — крайняя мера, к которой следует прибегать только в случае серьезных нарушений: «Совершение ДТП, переезд на красный свет, когда машина нарушает правила двух осевых полос — в этих случаях должен быть составлен соответствующий акт изымания водительского удостоверения, то есть это должно быть оформлено надлежащим образом», — подчеркнул Николай Онищук.