Свое изобретение харьковские ученые назвали «Астрогоном». Они уже установили его в родном городе, в Крыму, Антарктиде, Перу, Турции… Мечта геофизиков - создать сеть таких станций по всей планете, чтобы задолго до землетрясения или цунами можно было их предсказывать и вовремя реагировать.

В 2004 году, за две недели до кошмарного цунами в Таиланде, Юрий Богданов с коллегами зафиксировал в Антарктиде мощное электромагнитное излучение Земли. Украинцы тогда были в экспедиции на Южном полюсе - исследовали электромагнитные и гравитационные поля на этом участке планеты.

«Когда наш прибор фиксирует выход энергии, мы определяем по ее мощности, когда произойдет землетрясение или другой «непорядок» и в каком месте, - поясняет Богданов. - Порой это излучение можно наблюдать даже визуально: голубое, как огонь конфорки, пламя выходит из расщелин».

По словам исследователя, природа явления такова. При сжатии горная порода начинает «транслировать» электромагнитные волны (похоже на то, как камнем о камень высекают искры). Еще в 70-е годы в Томске, а потом в Канаде и Японии обнаружили странный феномен. Правда, по данному поводу в научном мире до сих пор не пришли к единому мнению. Вроде бы гранит - среда непроводящая, известно еще из школьного курса, откуда тогда взяться энергии? Одну из версий выдвинул физик Дикке, а в 2003-м россиянин Виталий Гинзбург получил за ее развитие Нобелевскую премию.

«На гранит воздействуют приливные эффекты Луны и Солнца, неравномерность вращения Земли, подвижки тектонических плит и так далее, - объясняет Юрий Богданов. - Их сочетание и «волнует» горную породу. Особенно заметно это на границах раздела сред и в геологических разломах. Кстати, такие места и называют геопатогенными, в них как раз и происходят сверхизлучения. Мы исследуем их с 1991 года. Вот откуда берет начало наш прибор, анализатор активности геомагнитного поля, или «Астрогон»».

Не секрет, что проблема популярного российского курорта Сочи - оползни. Их тоже можно контролировать с помощью нового прибора, убежден его создатель. А также изучать состояние мостов, тоннелей, определять, как влияет движение поездов метро на жилые дома. С «Астрогоном» харьковские ученые побывали и в шахтах, и на гидроэлектростанциях, и на плотинах - всюду изобретение пришлось кстати.

«Такие сложные сооружения, как ГЭС или шахты, создают микросейсмические подвижки, что угрожает вызвать аварии на прилегающей территории, - продолжает Юрий Богданов. - Возьмем последний взрыв на шахте им. Засядько. Мы исследовали этот район накануне и выяснили, что под забоями находятся крупные залежи газа. В подобных местах необходимо постоянно отслеживать изменение напряжения в горных породах, чтобы знать, когда произойдет очередной выброс метана».

Мы доложили о своих выводах на совещании руководителей всех украинских шахт. Нас выслушали, сказали «спасибо», и на том все закончилось. А замдиректора по охране труда одного из угольных объединений Украины даже заявил: «Кому нужно твое оборудование? Мы же платим шахтерам за то, что они рискуют погибнуть. А если поставим такой прибор, придется снять надбавку с зарплаты. Что на это скажут горняки?»

Пока что нашим изобретением пользуются только для разведки полезных ископаемых: Академия наук Украины оценила возможности «Астрогона».

Но мы не унываем и сейчас проводим испытания с целью установки нашего оборудования на беспилотные летательные аппараты.

Дело в том, что геологи не везде в состоянии пройти, им мешают болота, моря, горы, проложенные трассы. А для беспилотных аппаратов они не преграда. Им просто задается маршрут, после чего они парят над местностью и датчиками фиксируют напряжение электромагнитного и гравитационного поля.

Юрий Богданов отметил на карте Украины геоактивные зоны.

«В местах, где происходит сжатие пород, существует повышенное напряжение, в точках их растяжения - пониженное, - говорит ученый. - В отрицательных местах обожают нежиться кошки, положительные выбирают собаки. Гипертоники тоже чувствительны к геоактивным зонам, там у них сразу поднимается давление. А вот гипотоникам, наоборот, хорошо».

Пресловутыми рамочками и прочими биолокаторами вычислить опасную зону невозможно, настаивает исследователь. «Это все от лукавого. Мы приглашали десять квалифицированных, как они себя считают, операторов биолокации. И только двое кое-что обнаружили на тестовой площадке», - отметил он.

К слову, еще в 1995-м, составляя вышеупомянутую карту Украины, Богданов с коллегами предсказал, что в «плохих» зонах в четыре раза увеличится число гипертонических болезней. Каждые пять лет нагрузка на сердце в них удваивается! «Сейчас популярно выражение «метеозависимость». Но геозависимость - тоже реальная вещь, и в первую очередь на нее реагируют люди со слабой сердечно-сосудистой системой», - предупреждает Юрий Алексеевич.

Свои предположения ученый проверил в Харькове на статистике ГАИ и вызовов неотложки в одном из районов за пять лет. По его словам, в геоактивных зонах чаще случаются ДТП, вызывают «скорую», да и общий уровень заболеваемости гораздо выше, а выздоровление происходит намного медленнее, чем в соседних районах.

«Люди лечат все подряд, не понимая природы заболевания. Многоэтажки - прекрасный проводник сигнала, и на девятом этаже можно получить большее излучение, чем от пяти работающих компьютеров», - убежден ученый.

«Прибор состоит из антенного блока, который принимает электромагнитные импульсы. Его устанавливают на необходимой глубине под землей, - проинструктировал Юрий Алексеевич. - Второй блок - усиливает, обрабатывает и задает различные режимы приема сигнала на поверхности земли».

Эта система с помощью блока управления подсоединяется к компьютеру, где происходит трансформация сигналов в картинку. Полученные данные передаются в Антарктический центр.

С помощью такой системы в Харькове мы, например, принимаем сигналы в радиусе 950 километров, поступающие с глубины 30 километров.

Сколько стоит «Астрогон», Юрий Богданов сейчас оценить не берется: «Мы же не для продажи его сконструировали. Но для сравнения: сеть сейсмических станций на Крите с аналогичными приборами, но действующими на меньшей глубине, чем наш, обошлась грекам в два миллиона евро».

««Нехорошие» зоны легко определить по так называемым местам дождевой тени, - добавляет декан экологического факультета Харьковского национального университета им. Каразина Владимир Некос. - Кругом льет как из ведра, а в этом месте сухо. Если идет крупный, тяжелый фронт, то он, конечно, не обращает внимания на всякие там зоны. Но небольшой дождь излучение просто оттолкнет. Потому, как правило, зоны дождевой тени - засушливые районы. У меня в таком месте дача находится. Ни одного колодца в селе нет. Ближайшая вода - за 180 метров».

Кстати, подобные зоны чувствуют не только звери, но и дети. Там, где маленький ребенок любит сидеть, куда стягивает все игрушки, туда и следует ставить его кроватку. Это самая благоприятная точка.

Разметка геоактивных зон на карте Украины получилась четко в виде сетчатой структуры.

«Это неудивительно. Вся геология построена на сетках», - поясняет ученый.

Теперь по этой сетке нетрудно определить, каких мест стоит избегать гипертоникам. Ученые пошли еще дальше и по заказу одного бизнесмена исследовали участок земли, который он приобрел под застройку. Из нескольких гектаров собственности безопасными, где ученые рекомендовали возводить дом, оказались лишь несколько сотен квадратных метров. Но не все так плохо, успокаивает Юрий Богданов: «За перепланировку одной квартиры мы получили премии на пяти архитектурных выставках. В первоначальном варианте все комнаты в ней были под воздействием геопатогенных зон. Мы по иному расположили перегородки, предложили другие отделочные материалы, и негатив удалось минимизировать».

Почему ученые не предупредили о смертельном цунами?


«Все исследования проводились на украинской антарктической станции им. Вернадского, и собранная нами информация сразу же поступила в Академию педагогических наук, в подчинении которой находится станция, - говорит Юрий Богданов. - Кроме того, это была десятая и последняя экспедиция, по договору с Англией, которая в свое время передала эту станцию Украине, все собранные данные должны были поступать еще и в Лондон».

О том, что в Юго-Восточной Азии будет землетрясение, получается, было известно специалистам. Почему же они не отреагировали? Видимо, не ожидали, что поднимется волна такой высоты. Ведь сколько в год регистрируют землетрясений, но не каждое вызывает такое цунами.

Составляя карту опасных зон Северодвинска, где строилась печально известная подводная лодка «Курск», харьковские ученые сделали удивительное открытие. Стапель, где она стояла, находится как раз над геологическим разломом!

«Если в момент сварочных работ там образовалось электромагнитное излучение, оно было способно изменить структуру металла. Позже, в море, проходя над аналогичным разломом, металл мог «вспомнить» то состояние и повести себя «неадекватно», - считает Богданов.