«Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, до сих пор голова кружится! — говорила актриса Аркадина в чеховской «Чайке». — Студенты овацию устроили...» Кто из нас не помнит еще со школы эти бессмертные строки про «три корзины, два венка и брошь в пятьдесят рублей»?

Между прочим, театроведы утверждают, что о Харькове Антон Павлович упомянул не случайно. В старые времена не так-то просто было получить ангажемент или антрепризу в Харькове, славящемуся своей театральной культурой. Чтобы показать знающей публике величину Аркадиной, Чехову достаточно было назвать кодовое слово — «Харьков».
Театральная история нашего города настолько же глубока и интересна, насколько, к сожалению, не исследована. Три года назад Харьков должен был отмечать круглую дату — 225 лет со дня появления в городе первого театра. Но… так и не отметил. 
Общественность, в том числе и театральная, на знаменательное событие почти никак не отреагировала. Зато отреагировали харьковские историки, известные своим пристальным интересом к городу, а точнее — директор Харьковского частного музея городской усадьбы Андрей Парамонов и учредитель того же музея Владимир Титарь

Первой их реакцией стало желание написать статью об истории харьковского театра. Но в процессе сбора материалов их подобралось более чем достаточно. Так появилась идея написать книгу. И вот два с половиной года спустя книга по истории театра в Харькове, наконец, увидела свет. 

«Материалы к истории харьковского театра» — так называется эта книга, изданная Харьковским частным музеем городской усадьбы в серии «Библиотека исторической мысли «Аверс» тиражом всего 500 экземпляров. Презентация нового издания состоялась 24 января в харьковском Доме актера. 

— Прочтя книгу, я почувствовал грусть, — сказал на презентации театральный критик Александр Аничев. — Ибо, являясь театральным критиком, я не знал половины из того, что предложили читателю авторы! 

Объем огромный, причем не аналитический, а информационный. 

Действительно, авторы позиционируют свой труд не как научную аналитику или законченное исследование истории театрального Харькова, а как отправную точку или первый шаг на пути к такому исследованию. Не случайно книга называется не «История харьковского театра», а «Материалы…» к этой истории. Ценность книги заключается прежде всего во введении в научный оборот огромного количества ранее практически неизвестных документов и материалов периода XIX — начала XX веков. 

— Пожалуй, самым большим нашим открытием, помещенным в книге, стали сведения о харьковском театре Кондратьевых, о котором до настоящего времени нигде не было сказано ни слова, — говорит Андрей Парамонов. — Этот театр, называвшийся в Харькове также французским, впервые на юге России был образован дворянином Кондратьевым на дворовом месте купца Павлова в районе Конной площади в 1871 году. Театр существовал три года, и все это время в нем играли французские актеры и актрисы, ставились пьесы и оперетки, в основном комедийного жанра, которые посещала местная аристократия… 

Первая харьковская опера, возникшая на месте разорившегося театра Кондратьевых, первый в городе стационарный театр Млотковского, театр Штейна — один из лучших провинциальных театров России, зарождение первого театра для детей, деятельность выдающихся режиссеров Глаголина и Синельникова, участие самого Станиславского — все это и многое другое можно найти в «Материалах к истории харьковского театра». 

На тематической выставке из фондов Музея городской усадьбы, прошедшей в Доме актера параллельно с презентацией новой книги, были представлены документы, фотографии, газетные вырезки, афиши, программки и другие экспонаты, рассказывающие об истории театральной жизни Харькова. Возможно, все это войдет в собрание будущего музея харьковского театра, идея создания которого уже активно обсуждается харьковской театральной общественностью.