Гость «Прямой телефонной линии» — народный артист России Вадим Мулерман.

Слух о том, что известный певец ищет таланты в родном Харькове и проводит прослушивание молодых исполнителей, распространился быстро. Поэтому звонки на «Прямую линию», которая проходила в редакции в четверг, 31 января, в основном касались этой темы. 

— Здравствуйте, Вадим Иосифович! Меня зовут Олег. Мы живем в селе Веселое Харьковского района. У меня очень талантливая дочь, учится в 9 классе. Поет, пишет стихи, сама ставит с подружкой индийские танцы. Она умница у меня вообще

— Здравствуйте, Олег! Привозите девочку в эти выходные (2 и 3 февраля. — Прим. авт.) во Дворец культуры Червонозаводского района (ДК строителей) на площади Руднева,19. Пусть покажет все, на что способна — и пение, и танец. Обязательно возьмите с собой мини-или СD-диск с музыкой, под которую она будет петь и танцевать. Чтобы она танцевала не под свое «тра-ля-ля». Приезжайте! 

— Меня зовут Екатерина Алексеевна. Спасибо вам, Вадим Иосифович, за ваше творчество, за радость, которую вы нам доставляете! Видела вас на концерте Дзюбы — вы сидели в первом ряду, а я с мужем в третьем. Дай Бог вам здоровья, хорошо выглядите, так держать! 

— Спасибо, Екатерина Алексеевна. Вы знаете, я считаю Дзюбу одним из своих «учеников». Потому что когда я делал дипломную работу, оканчивая ГИТИС в качестве режиссера музыкальных театров, то по просьбе бывшего директора, покойного Салтовского, я делал номера, работая над песнями Нины Шестаковой и Олега Дзюбы. Эти исполнители тогда делали первые шаги на эстраде. Так что в какой-то степени я у них числюсь в учителях. 

— Вадим Иосифович, моему сыну 19 лет. Учится в педуниверситете имени Сковороды на музыкально-педагогическом факультете. И одновременно занимается вокалом с аспиранткой нашей харьковской консерватории. У него баритон, красивейший голос… 

— Екатерина Алексеевна, это такая редкость сегодня — баритон на эстраде. Потому что у нас сейчас все тенора, какие-то немужские голоса. У нас в эти выходные будет последнее прослушивание в зимний период. Но если ваш сын не успеет, приезжайте на прослушивание в мае. 

— Меня зовут Наташа. Вадим Иосифович, а каковы итоги первого прослушивания, которое проводилось 26-27 января? 

— Мы тогда отобрали 25 человек: тринадцать для младшей группы (дети от 9 до15 лет) и двенадцать для старшей (молодежь от 16 до 25 лет). Всего же набираем 40 человек: по двадцать в каждую возрастную группу. Не думаю, что они самые лучшие, просто более продвинутые и подготовленные к занятиям. Я часто повторяю, что этот конкурс — для особо подготовленных детей. Менее продвинутые могут участвовать в самодеятельности, продолжать учиться, а потом, когда их уровень немножко поднимется, будем их смотреть. Уровень юных исполнителей на конкурсе был самый разный. Но есть просто очень яркие личности. Даже если у ребенка нет хорошего музыкального образования, он может заниматься музыкой с репетитором. А у нас он будет совершенствоваться, мы будем учить всему. Пусть те, кто не успел, не огорчаются. Поиск талантов среди слушателей студии продолжается — в начале марта проведем между ними конкурс. А в мае объявим дополнительный общий конкурс для всех желающих. 

— Вадим Иосифович, я очень хочу учиться у вас вокалу, я занимала первые места на международных конкурсах. 

— Наташа, это прекрасно, но меня мало интересует, какие места вы занимали. Я хочу услышать вас. Приходите на прослушивание. Можете записать телефоны театра-студии — 705-30-95, 705-29-69. 

— Вадим Иосифович, это Светлана Никифоровна. Скажите, а почему у вас возникла такая идея — искать молодые таланты в Харькове? 

— Эта жилка — педагогическая — у меня появилась давно. Я всегда говорил, что я харьковчанин, где бы не жил. Это мой родной город. Очень много лет назад я сказал, что все равно вернусь домой. У меня было предложение от президента Белоруссии Александра Лукашенко возглавить международный центр молодежи. Но я извинился и сказал, что поеду домой. Здесь я себя спокойнее чувствую. Здесь родные пенаты, которые меня согревают. Отношение ко мне изумительное — со стороны руководства области и вообще со стороны наших харьковчан. К примеру, благодаря содействию губернатора Арсена Борисовича Авакова фонд «Ренессанс» помог открыть мой театр. Я благодарен своему городу за то, что он меня помнит. И надеюсь, что мы еще что-то успеем сделать хорошее для Харькова. 

— Вы ищете таланты только среди харьковских детей? 

— Как ни странно, было несколько звонков из Киева, из института Поплавского. Молодежь желает приехать в Харьков, к Мулерману. Я не знаю, каким образом они узнали. К сожалению, у нас нет общежития, людям негде остановиться и жить. Но, думаю, это дело будущего. Одна девочка из Тулы приезжала, мы ее прослушали, и она прошла.
 
— Меня зовут Вероника. Вадим Иосифович, а какие именно предметы будут преподавать в вашей студии? 

— Основа искусства любого исполнителя — оперного или эстрадного — постановка дыхания. Я уверен на сто процентов, что сегодня ни один эстрадный исполнитель больше пяти-шести песен вживую не споет. А мы пели в одном концерте по сорок песен — без фонограммы. Причем в день — по три-четыре концерта. Сегодня исполнители привыкли просто открывать рот. Я не понимаю такого пения. Потому что артист не может себя проявить. Когда же съемка — это еще как-то простительно. Но самое ужасное, когда человек выходит на сцену и начинает петь под свою, а еще хуже — под чужую фонограмму пятилетней или десятилетней давности. Я считаю, что сегодня эстрадное исполнительство опустилось ниже плинтуса. Есть шоу-бизнес, но никто не учит петь. Исполнители привыкли, что если он выучит наизусть две песни, которые завтра покажут по телевидению, послезавтра он будет звездой. К сожалению, сегодня звездой можно сделать любого человека. Даже не умеющего петь. Если вас с утра до вечера будут показывать по телевизору, через месяц можете объявлять сольный концерт. К сожалению,
это так. А я хочу воспитать мастеров своего дела. 

— Меня зовут Элеонора Ильи­нична Городецкая. У меня с Валентином Гавриловичем Ивановым на мои стихи написано много песен. Я бы хотела показать их вам. Вы меня должны помнить, мы с вами встречались в библиотеке Станиславского — я до сих пор с благодарностью вспоминаю ваше выступление о Давиде Тухманове. 

— Спасибо большое, Элеонора Ильинична, за добрые слова. Дело в том, что мы с Валентином Григорьевичем Ивановым очень большие приятели. И все, что вы мне сказали, я передам ему. И он мне покажет не только ваши песни. 

— Очень бы хотелось, чтобы наши песни зазвучали в вашем театре. 

— Если они будут заслуживать внимания. Скоро будет объявлен конкурс песен харьковских композиторов. Вот тогда Валентин Иванов сможет показать песни на ваши стихи. 

— Это Ирина. Вадим Иосифович, как произошло, что вы покинули родной город? 

— Да для этого всю биографию надо рассказывать... 

— Это произошло случайно? 

— В 1966 году был объявлен первый Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни. И я, поскольку чувствовал в себе силы, что могу побороться, поехал в Москву. И стал одним из победителей. 

— С какой песней? 

— Там много было песен — девять. Конкурс проходил в три тура: по три песни в каждом. Гражданская тематика, лирика. На заключительном туре — песня на выбор, на свое усмотрение. Я взял песню барда Александра Дулова «Хромой король». До этого я спел «Шли поезда» Бориса Савельева, «Давно мы дома не были», то есть песни военных и послевоенных лет. Это было обязательное условие конкурса. 

— Вы сейчас известный и, наверное, обеспеченный человек? 

— Не голодаю, конечно, но и не могу сказать, что я олигарх. 

— Вадим Иосифович, а как вы относитесь к тому, что сейчас в Украине нет патриотических песен и песен о Родине. Таких, которые звучали во времена СССР? 

— Ну почему их нет? Их мало, но они есть, проскакивают. 

— А сколько нужно времени, чтобы понять, что из себя представляет певец? 

— Мне не нужно в течение двух часов слушать певца для того, чтобы понять, что он из себя представляет. Пусть он споет три песни, но в каждой покажет, что он разноплановый артист. Он может исполнять лирическую, характерную вещь, ритмическую. Но я хочу увидеть артиста. Причем не только голос. Марк Наумович Бернес, первый в Советском Союзе шансонье, был артистом кино. Он не профессиональный певец. Но когда он исполняет, когда говорит «враги сожгли родную хату», он так это доносит, что мурашки идут по коже. Я люблю красивые голоса и считаю, что на сцене нужно петь. Но есть вещи, которые не нужно петь, надо их исполнить. Или вот знаменитая песня Никиты Богословского из кинофильма «Разные судьбы», которую я оставил в своем репертуаре — ее часто у меня просят. Она напевается. При всем том, что у меня ТАКОЙ голос, здесь я его убираю и хочу донести ту мысль и то состояние, которое я должен передать. И люди в зале сидят и плачут, вспоминая свою молодость, первую любовь. Здесь, на сцене, должен стоять мастер. Этого я хочу добиться. Качества, а не количества исполнителей. 

Из досье «Вечернего Харькова»

Мулерман Вадим Иосифович — народный артист России. Родился 18 августа 1938 г. в Харькове. Поступил в Харьковскую консерваторию. С 1961 по 1964 гг. — служба в армии: солист ансамбля Киевского военного округа. Завершил образование в Москве в 1980 г. — режиссерский факультет ГИТИСа (специальность — режиссер музыкальных театров). Сценическая карьера Мулермана началась в 1966 г., с победы в Москве на I Всесоюзном конкурсе советской песни. Он спел песню «Хромой король», сразу ставшую хитом. Затем зазвучали другие «золотые» шлягеры: «Как хорошо быть генералом», «Трус не играет в хоккей», «Последняя электричка», «Гуцулочка», «Лада». После того как в 1971 г. председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин сказал фразу: «Мы обойдемся без всяких мондрусов и мулерманов», для последнего закрылись двери концертных залов, теле- и радиостудий, прекратился выпуск грампластинок. Частичная реабилитация состоялась в 1978 г., когда Вадиму Иосифовичу присвоили звание заслуженного артиста России. В 1990 г. Вадим Мулерман уехал в США. Вернулся в Харьков четыре года назад.

Справка

Конкурс молодых исполнителей эстрадного жанра (пение, танцы, разговорный и оригинальный жанры) проводится для детей 9–15 лет и молодежи 16–25 лет. Прослушивание проходило во Дворце культуры Червонозаводского района (ДК строителей) на площади Руднева, 19. Первое — 26–27 января, второе — 2–3 февраля 2008 года. Третье прослушивание планируется провести в мае. 

Информационный спонсор конкурса — газета «Вечерний Харьков». 

Справки по телефонам: 705-30-95, 705-29-69 (театр-студия Вадима Мулермана).