В Харьковском художественном музее открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося фотографа, первого кинематографиста России, харьковчанина Альфреда Федецкого.


 Организаторами этой уникальной выставки, включившей в себя более сотни фотокопий и оригинальных фотографий из частных коллекций, стали Генеральное консульство Республики Польша в Харькове, Польский дом в Харькове и Харьковский художественный музей. Столь значительное представительство Польши неслучайно — Альфред Константинович Федецкий был этническим поляком, хотя и родился в Украине, в Житомире.
Сын театрального антрепренера, будущий «светописец» получил уникальное для того времени специальное образование, окончив фотографический институт при Королевской академии художеств в Вене. Попрактиковавшись несколько лет в должности директора фотоателье в Киеве, Альфред Федецкий переехал в Харьков и на Екатеринославской улице открыл свою первую собственную фотографию. С этого времени берет начало эпоха бурного развития отечественного фотоискусства и кинематографа, связанная, благодаря Федецкому, с нашим городом. 

Основоположник художественного начала в фотографии, он быстро стал знаменит далеко за пределами Харькова и даже России. Талант, помноженный на амбиции, делал свое дело. Федецкий везде и во всем хотел быть первым и лучшим. И ему это удавалось. С помощью примитивной, по современным меркам, аппаратуры, многократно им совершенствуемой самостоятельно, он снимал так, как никто не снимал. Портреты, пейзажи, жанровые снимки, зарубежные выставки, международные награды… О степени признания Федецкого, уровне его престижа можно судить хотя бы по кругу заказчиков портретов. У него снимались король Дании и президент Франции, русские цари Александр III и Николай II, композитор Чайковский, художник Айвазовский, театралы Крапивницкий, Садовский, Заньковецкая… И все остались довольны! 

Петр Ильич Чайковский, увидев свой портрет, пришел в восторг, заказал тираж, всем дарил и неизменно при этом расхваливал мастерство фотографа. По общепринятому мнению, именно этот портрет работы Федецкого является лучшим портретом гениального композитора. И это неудивительно. Блестящий результат стал возможен благодаря творческой находке фотографа. Отказавшись от традиционного подхода с визитом объекта съемки в ателье, он снял Чайковского неожиданно, сразу же после концерта, запечатлев композитора в минуты наивысшего творческого подъема и вдохновения… 

Федецкий живо интересовался различными техническими изобретениями и стал пионером отечественного кинематографа. Как известно, первую киносъемку в России 14 мая 1896 произвел присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф, запечатлевший торжества в Кремле во время коронации императора Николая II. Альфреду Федецкому принадлежит авторство второй российской киносъемки, документально подтвержденный сеанс которой в Харькове датируется 30 сентября того же 1896 года. Сюжетом для второго документального фильма в России стала церемония ежегодной процессии перенесения чудотворной иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьков. А в жанре игрового кино Федецкому принадлежит безусловное первенство. 

— Ранее считалось, что первым игровым фильмом в России был «Стенька Разин»1907 года, — говорит харьковский киновед Владимир Миславский, исследователь творчества Альфреда Федецкого. — Но, как оказалось, еще в 1897 году Федецкий снял разыгранную актером харьковского театра сценку, в которой актер показывал фокусы. Поэтому сегодня мы можем смело утверждать, что первый игровой фильм в Российской империи был снят Альфредом Федецким в Харькове… 

Парадоксально, но на вы­ставке работ одного из лучших фотохудожников России среди портретов выдающихся людей и простых харьковчан не нашлось места портрету их автора. Лицо человека, запечатлевшего тысячи лиц, до сих пор остается неизвестным исследователям. Впрочем, они не теряют надежды найти фотографию самого Федецкого. Хочется надеяться, что портрет этого выдающегося харьковчанина украсит будущий музей фотографии и киноискусства в Харькове, очередным шагом к которому, по словам историков и музейных работников, стала открывшаяся выставка.