С начала года на этот долгострой не выделено еще ни копейки.
Участок метрополитена от станции «23 Августа» до станции «Интернациональная» («Алексеевская») длиной в 2,5 км планировалось сдать в эксплуатацию в 2008 году. Но вряд ли эти планы сбудутся: по крайней мере с начала года на строительные работы метростроевцам не выделили еще ни копейки. Более того, с «Метростроем» до сих пор даже не заключен договор на продолжение работ.Представительная комиссия, в которую вошли председатель облсовета, начальник дирекции строящегося метрополитена, представители действующей подземки, а также областные и городские власти, на днях решали, что же делать с этим харьковским долгостроем.
— Для окончания всех работ, согласно плану, необходимо 258,2 млн. грн., — говорит начальник дирекции строящегося метрополитена, депутат горсовета Анатолий Кравчук. — Большую часть средств из них — 196,6 млн. грн. — требует участок «23 Августа» — «Алексеевская», который должен быть готов к декабрю этого года. Оставшаяся сумма распределяется на строительство ветки «Алексеевская» — «Проспект Победы» (54,6 млн. грн.), электродепо «Алексеевское» со смежной веткой (5 миллионов гривен) и участок «Метростроителей им. Г.И. Ващенко» — «Одесская» (2 миллиона).
Дирекция рассчитывала, что, по крайней мере, на окончание участка до станции «Интернациональная» деньги будут своевременно поступать из нескольких источников. Среди них — госбюджет (половина необходимой суммы — 99,4 млн. грн.), областной (8,5 млн.) и городской (81,5 млн. грн.). Но, по словам Анатолия Кравчука, дефицит по финансированию строительства — уже более 180 млн. грн.
Более того, с учетом предполагаемой инфляции, эти расчеты очень быстро могут устареть.
— К маю этого года только металл подорожает на 30%, — уверен председатель облсовета Василий Салыгин. — Также постоянно дорожает нефть, и если этого не учесть в бюджете, названной суммы хватит разве что на колонны и на отделку мрамором.
Откуда брать деньги? Комиссия возлагает все надежды на правительство.
— Наиболее удачным выходом я считаю обращение народных депутатов Харькова к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, а если необходимо, то и к президенту, с просьбой о пересмотре бюджета страны и выделении средств на строительство метро в нашем городе, — озвучил вердикт Василий Салыгин.
Есть и другая возможность. Если передать Харьковский метрополитен из государственной собственности в коммунальную, как это сделано во многих странах Европы и даже в Киеве, такой шаг тоже сдвинет строительство с мертвой точки, считают чиновники и депутаты. К слову, вопрос о передаче метрополитена в собственность города должен вот-вот решиться. Как рассказала директор Департамента бюджета и финансов Харьковского горсовета Татьяна Таукешева, рабочая группа уже изучает такую возможность. До 15 февраля она должна объявить о своем решении. Что же касается средств на метро из городского бюджета, то метростроевцы просят выделить им запланированные 15,2 миллиона уже в первом квартале.