Легендарный российский шахматист, шестнадцатикратный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов провел 45 минут в Алексеевской исправительной колонии № 25 г. Харькова, где содержатся преступники-рецидивисты.

За это время он успел посетить музей этого учреждения и провести сеанс одновременной игры с шестью заключенными. 

Дольше всех — 18 минут — против 56-летнего гроссмейстера продержался 34-летний Владимир Яковлев. 

О том, что личность мирового масштаба посетит Харьков, в местном управлении Департамента по вопросам исполнения наказаний узнали буквально накануне. В исправительных учреждениях как раз проходила шахматная олимпиада, и тюремное начальство загорелось желанием пригласить знаменитость на соревнования. Шансов было очень мало, но Карпов неожиданно согласился. 

— Как все гении, Анатолий Евгеньевич оказался прост и приятен в общении. Несмотря на насыщенную программу, он уделил нам внимание. Подготовили все к его визиту просто молниеносно, — говорит начальник Управления Департамента в Харьковской области генерал-майор Александр Кизим. 

Шесть заключенных, самых лучших игроков, отобранных в ходе внутренней шахматной олимпиады, приступили к сеансу одновременной игры с мировым чемпионом. Карпов спокойно подходил к каждой доске, задерживался на несколько секунд — делал ход. 
Понимая, что игроки намного ниже его классом, гроссмейстер не проявлял в игре агрессивности, наоборот, ждал действий от соперников, оценивал их. Но уже через десять минут один за другим осужденные стали выбывать из игры. 

— Лучший — Владимир Яковлев. Он дольше всех сопротивлялся, и борьба была, — подвел итог игры Анатолий Карпов. 

Еще бы, большинство игроков успели получить только среднее образование и лишь у Яковлева неполное высшее — в Харьковском педуниверситете он изучал филологию и языковедение. Потом ушел в армию, служил в Югославии в миротворческих силах ООН, а по возвращении занялся коммерцией. Тогда же и преступил закон. Уже три с половиной года Владимир отбывает срок за кражу, работает в колонии поваром, а в свободное время играет в шахматы. Поединок с самим Карповым для него, конечно же, стал ярчайшим событием в жизни. 

— Когда мне сказали, что я буду играть с самим Карповым, — не поверил, мне показалось, что этого не может быть, я ослышался. А потом уточнил имя и отчество, понял, что это возможно — и тогда уже серьезно заволновался, — говорит Владимир. — Но готовиться было некогда, я просто собрался эмоционально и морально. Больше всего боялся допустить примитивную ошибку. Не хотелось ударить в грязь лицом перед таким человеком. Я больше чем уверен — гроссмейстер мог обыграть меня гораздо быстрее. Просто дал мне поиграть, показать себя. 

— Сегодня мы не рассчитывали на долгую игру, потому что времени у меня немного (Карпов спешил на поезд. — Авт.), — сказал Анатолий Евгеньевич. — И конечно, чем меньше шахматистов в сеансе одновременной игры, тем им тяжелее. Сложно держаться, когда всего шесть человек. Я обычно играю не меньше чем с десятью игроками. 

К слову, в тюрьме Анатолий Карпов играл не впервые. Уже много лет он навещает российских заключенных. 

— Я побывал в пятнадцати или даже в двадцати колониях России — от Красноярска до Калининграда, — говорит гроссмейстер. — Замечательно, что в харьковских колониях люди загружены работой. В России положение иное, осужденные страдают, ведь быть лишенным и свободы, и возможности работать — это страшное наказание. 

— Российские заключенные играют лучше наших? 

— Просто у нас эта программа идет уже девятый год, во многих колониях есть шахматные клубы. Обычно к моему приезду начинают готовиться где-то за полгода. Естественно, есть какие-то поощрения — и народ стремится показать себя как можно лучше. Помню, в одной гигантской колонии особого режима даже тренера нашли, который согласился с ними поработать и подготовить. Интересный тогда вышел сеанс. 

Лучшему игроку начальник Алексеевской колонии обещал вручить особый приз. Что именно это будет — пока не говорят, может быть, лишнее свидание с женой. Но, несомненно, как заключенному ему этот турнир зачтется.