Он, Она и… Время. Так необычно представил исполнителей своего нового спектакля «Лист ожидания» Харьковский драмтеатр им. Пушкина.

В нашем городе между творческим коллективом Харьковского драматического театра имени Пушкина и зрителем постоянно звучит диалог. И лишь в одном мнения публики и создателей спектаклей диаметрально противоположны. «Все билеты проданы» — то, ради чего живет театр. «Все билеты проданы» — это сочетание слов более всего огорчает нас с вами, привыкших к интересным и умным работам пушкинцев. 

В новом спектакле «Лист ожидания», премьера которого прошла в начале февраля на сцене Харьковского академического русского драматического театра им. Пушкина, в действующих лицах и исполнителях указано: Он, Она и… Время. Спектакль поставлен по пьесе одесского драматурга Александра Марданя, с творчеством которого харьковчане уже знакомы по спектаклю «Очередь». 

Сюжет на первый взгляд прост и даже банален: Ялта, курортный роман. Психологи обычно определяют ему недолгий век, но правил без исключений не бывает. Такими исключениями мы называем Случай, а он, по мнению автора пьесы, есть псевдоним Бога. 

Он и Она, в исполнении заслуженной артистки Украины Анны Оцупок и артиста Александра Вирченко, расстаются и встречаются ровно через год, в день своей встречи. Затем ссорятся, мирятся и вновь зачем-то разъезжаются. Он — в Одессу, она — в Москву. Время проверяет курортный роман на прочность. На каждого из главных героев по одному супругу в той, другой, настоящей, а может быть, и ненастоящей жизни. 

А тем временем, подрастают дети, сменяются эпохи, политические вожди. Трезвый вопрос незабвенного лидера «пить или не пить», магический вкус Рижского бальзама, челночные передвижения наших, навьюченных сумками, сограждан — это все приметы времен, героями которых были мы с вами. А это сладкое слово — свобода! Узнаваемо все: музыкальные хиты от любимого народом ансамбля «Синяя птица», морские шлягеры молодого Антонова, популярная Пугачева. И глубина вечной музыки Вивальди в момент монолога-молитвы героини нисколько не противоречит «попсе». Все в нашей жизни рядом: возвышенное и земное. 

Дети главных героев тоже выросли и нашли друг друга. Все то, что объединяет героев спектакля долгих тридцать лет, оказывается сильнее просто чувств и больше обыкновенных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. 

После просмотренного спектакля и отгремевших аплодисментов руководитель театра, постановщик, народный артист Украины Александр Сергеевич Барсегян поделился своими мыслями о времени и о нашей роли в нем: 

«Ответить однозначно на вопрос, формирует ли человек свое время или же, наоборот, время формирует нас, невозможно. Это обоюдный процесс. Благодаря времени, в которое живем, мы достигаем определенного уровня, а потом мы должны сформировать будущее и от нас, сегодняшних, зависит завтрашний день. Именно это дает нам возможность двигаться дальше». 

Вот так незамысловатый сюжет о курортном романе в руках мастера может превратиться в антологию нашего с вами бытия. И пусть простят меня филологи за тавтологию, а физики за эклектику в терминологии, но, вопреки расхожему мнению о том, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен, сердце каждого из нас ждет этих перемен. И каждое мгновение они происходят. Здесь и сейчас — в пик существования. Может, оттого великий Моцарт лучшей партитурой считал самую свежую, с еще непросохшими чернилами. Театральное искусство призвано впитывать свое время и предугадывать завтрашний день. Пушкинцы всегда справлялись с этой задачей.