В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия в системе среднего образования появился вопрос: что делать с одаренными и талантливыми детьми? Теми, кто по своему потенциалу преодолел уровень средней школы и нуждается в более глубоком и фундаментальном образовании.

С другой стороны, особую потребность в школах нового типа ощущали вузы, недовольные средней подготовкой абитуриентов — выходцев из средних школ. Средняя школа советского времени уже не удовлетворяла потребности экономики СССР — университету были нужны люди вовсе не средние. Так в 80-е годы ХХ века появилась необходимость в профильности образования, когда уже в подростковом возрасте учащийся мог выбирать ту или иную научную специализацию для будущей карьеры. 

Для одаренных математиков и физиков 

С инициативой создания лицея при Харьковском госуниверсите выступили в начале 90-х годов два декана — физфака и мехмата: Виктор Васильевич Воробьев и Олег Васильевич Уваров. Идею поддержал ректор университета Иван Евгеньевич Тарапов и начальник Управления образования Александр Леонидович Сидоренко. 

В середине учебного года — 11 января — в университетском корпусе, который находился на проспекте Ленина, 20, для будущего лицея выделили четыре аудитории. А через несколько дней, 15 января 1993 года, было подписано соответствующее распоряжение Харьковской облгосадминистрации об основании университетского лицея для способных и одаренных детей города и области. Его первым директором стала доцент мехмата ХНУ Надежда Александровна Чугреева. 

Первоначально лицей задумывался как учебное заведение физико-математического профиля. Он открылся в таком составе: один 9-й, один 10-й и один11-й класс. Всего — 42 ученика, которых обучали 26 преподавателей университета. Первыми воспитанниками и (сразу выпускниками!) стали 14 учеников математического класса, которые уже в мае 1993 года по результатам собеседования были зачислены на мехмат ХНУ. С 1 сентября того же года в лицее открылось уже 15 классов: один 8-й, семь 9-х, шесть 10-х и один 11-й. 

Первые тесты появились 15 лет назад! 

— Реформа, которая сейчас проходит в Украине, только планирует переход к трехлетнему профильному образованию, а мы его даем уже много лет, — отмечает директор лицея Сергей Дьячков. 

А один из первых преподавателей лицея Наталья Проворова вспоминает, что первым выпускникам 15 лет назад пришлось участвовать в первом эксперименте по тестированию. Именно им впервые заменили выпускные экзамены на работу с тестами. «Результаты были отличными, — рассказывает Наталья Юрьевна, — ни одной тройки в аттестатах». А двое из 14 выпускников лицея — Валера Коростышевский и Оля Чугреева — получили золотые медали. 

Это было первое учебное заведение, в котором у учащихся было по девять уроков, причем почти по всем предметам занятия проходили парами, как у студентов. Учебное время делилось не на четверти, а на семестры. «За время семестра не болел ни один ученик, — вспоминает Наталья Проворова, — они боялись пропустить хоть один учебный день, так как он был для них насыщен не только знаниями, но и радостью общения». 

С годами харьковский лицей превратился по-настоящему в университетский многопрофильный лицей, который начал обеспечивать полный объем довузовской подготовки. Профильное обучение начинается с 9 класса по таким направлениям: физика, математика и компьютерные технологии, химия и биология, история и право, экономика и социология, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский).
Сегодня в состав лицея также входит подготовительное отделение (с 1 по 5 класс) и специализированная общеобразовательная школа I-II ступеней (5-8 классы) с углубленным изучением иностранных языков и информатики. 

Набор детей производится в первый, пятый и девятый классы на основе конкурсного отбора и собеседования после окончания учебного года (в первой декаде июня).
На сегодняшний день в лицее обучаются 456 учащихся. В классах учатся по 16-18 детей. Лицеисты постоянно пользуются материальной базой «старшего брата»: работают в Центральной научной библиотеке ХНУ, в лабораториях и научных центрах университета.
Какие льготы, привилегии, дополнительные проходные баллы получают выпускники лицея, поинтересовалась у директора корреспондент «Вечернего Харькова». И услышала в ответ: «Хорошие знания. Все. Больше ничего» 

Автора — на мыло? 

Сергей ДьячковДиректор лицея Сергей Дьячков любит повторять, что ребенка ведут не в стены (даже самые славные), не в классы (даже самые красивые), ребенка ведут к Учителю. Сегодня педагогический коллектив насчитывает 68 учителей, из них 54 работают на постоянной основе. Научное ядро коллектива — 14 преподавателей ХНУ.  

Сам директор лицея, кандидат исторических наук Сергей Дьячков одновременно является доцентом университета, преподавателем истории и учителем-методистом. Кстати, учебник для 6 класса по истории древнего мира, написанный Дьячковым, выиграл всеукраинский конкурс учебников в 2006 году. Харьковские лицеисты могут ежедневно видеть «живьем» авторов многих украинских учебников и методических пособий — педагоги лицея разработали и массовыми тиражами издали 26 таких книг. Многие учителя преподают по собственным авторским программам, утвержденным Министерством образования и науки Украины. 

Университетского человека видно издалека! 
Лицеи при высших учебных заведениях — ноу-хау советского и постсоветского времени. Во всяком случае, в годы существования Харьковского императорского университета подобного заведения при нем не существовало. 

— Довузовские лицеи возникли во многих городах бывшего СССР, — рассказывает директор Сергей Дьячков. — Но Харьков в этом плане — лидер. В нашем городе десять (!) вузовских лицеев. И все хороши. 

За 15-летнюю историю лицея было проведено 16 выпусков (потому что первый прошел в середине года). Из стен здания по проспекту Ленина, 20 вышло 1038 выпускников.
«Мы гордимся каждым, — говорит Сергей Дьячков. — За эти 15 лет у нас появилось 16 кандидатов наук. Есть выпускники, которые работают и преподают в университете и других вузах. Есть те, кто руководит крупными фирмами, серьезными направлениями в науке и бизнесе, даже в шоу-бизнесе». 

На вопрос о том, учились ли в лицее дети выдающихся и очень выдающихся людей, директор честно отвечает: «Да, и дети, и внуки известных в городе, и не только в городе, людей». Но называть известные фамилии категорически отказался. Сергей Владимирович признается, что у входа в лицей «выстраиваются крутые иномарки, но в то же время значительная часть детей приезжает на метро». 

После окончания лицея ученики и учителя практически не расстаются

— У нас дети из разных социальных слоев, — говорит Сергей Дьячков. — Но при этом у нас нет этого (показывает) — «распальцовки». К счастью, у нас положение ребенка в коллективе определяется его авторитетом среди одноклассников, а не моделью джипа папы. 

— Наша изюминка — это, если можно так сказать, «университетскость». Согласитесь: университетского человека видно всегда — в общении, в поведении, в широте взглядов и свободе мышления. То же самое можно сказать и о наших детях. Их сегодняшняя «университетскость» заключается в демократичности и толерантности при общении друг с другом. 

После окончания лицея ученики и учителя практически не расстаются: «мы ведем детей не только до университетского порога, но и после, — говорит Сергей Дьячков. — Я, например, часто встречаюсь в университете со своими бывшими выпускниками». 

Справка

Харьковский университетский лицей Харьковского областного совета. Учредители: Харьковская облгосадминистрация, Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина. Адрес: проспект Ленина, 20. 
Адрес в Интернете: lyceum.univer.kharkov.ua