На днях городской голова Владимир Шумилкин собрал за «круглым столом» всех руководителей городских школ эстетического воспитания, начальников районных отделов культуры. Цель благородного собрания — обозначить меры неотложной помощи отрасли, призванной сеять прекрасное, доброе, вечное.

Владимир Андреевич побывал в детской музыкальной школе № 15 Московского района, в детской школе искусств № 5. Городской голова послушал, как играют маленькие скрипачка и пианистка, как поет хор, а затем задержался на уроке сольфеджио. Мэр взял мел и с явным удовольствием выписывал на доске ноты, подсказывая смущенному ученику Коле. По поводу собственной музыкальной осведомленности Владимир Шумилкин поскромничал: «Думаю, что о моем профессионализме в музыке можно сказать только с улыбкой. Мои попытки учиться в детстве по классу баяна — все-таки скорее неудачные, чем удачные. Я учился два года, мне очень нравилось, но как талант я развить это не смог».
И от созерцания детских талантов пришлось перейти к делу. Культура всегда была на задворках бюджетного финансирования, поэтому проблем у детских учреждений эстетического воспитания накопилось предостаточно. По мнению начальника городского управления культуры Любови Мякинниковой, условия, в которых дети занимаются, требуют улучшения однозначно. Из 24 начальных специализированных учебных заведений искусств 21 школа размещается в неприспособленных, нередко полуподвальных помещениях старых домов — а это означает нескончаемые проблемы с сантехникой. В музыкальной школе, арендующей помещение у ДК железнодорожников, условия работы способны стимулировать лишь антиэстетическое воспитание: она в ужаснейшем состоянии.
Руководители школ наперебой докладывали Владимиру Шумилкину о своих многочисленных бедах. Как выяснилось, проблемы есть практически у каждого учреждения, и они у всех примерно одинаковы. Школы требуют капитального ремонта, на который не хватает средств. Есть немало школ, которые арендуют помещения, а вкладывать деньги в капитальный ремонт арендуемых территорий не имеет смысла. В зданиях текут крыши, и руководитель одной из музыкальных школ пожаловалась, что ей приходится прикрывать от дождя клеенкой дорогой рояль. Взаимоотношения с собственниками помещений по разным причинам бывают натянутые. «Сегодня мы есть, а завтра нас уже может и не быть», — с горечью констатировал другой директор. Мэра озадачили и более «узкой» проблемой: в одной из музыкальных школ размеры дверного проема не «пускают» туда полных людей. Сообщение вызвало не только сочувствие в зале, посыпались советы типа «худеть надо».
Пожаловались люди искусства и на резкий спад интереса детей к народным и духовым инструментам. Фортепиано всегда было в фаворе, и сегодня в городе на нем обучаются две с половиной тысячи детей. Зато играть на баяне желающих по городу всего ничего — 86. Непопулярны домра, цимбалы. Одна из причин — нехватка инструментов. «Но какая школа без баяна? — задала риторический вопрос собравшимся руководитель одного из учреждений. — Музыкальные инструменты вообще страшно дороги. Сильно «поношенная» валторна обошлась нам в 900 гривен, а старенький ксилофон — в 500 гривен». Присутствующие даже обзавидовались, сообщив выступавшей, что ей повезло: цены на инструменты бывают и покруче.
Владимир Шумилкин обещал не оставить школы эстетического воспитания без внимания и обязательно учесть самые неотложные проблемы при формировании бюджета следующего года. Финансирование отрасли, сказал мэр, должно идти не только по пути наращивания финансирования существующей сети, но и по пути ее расширения. В Харькове в школах эстетического воспитания учатся около восьми тысяч детей, но потенциал тех, кто желает заниматься, далеко не исчерпан. Чтобы дать всем возможность учиться, нужно выяснить, какой должна быть идеальная сеть. Для этого предлагается организовать опрос среди родителей.
Какой-то сверхощутимый финансовый бросок невозможен, но каждый год давать определенный стабильный процент на развитие отрасли мэр предполагает. «Мы не умираем, мы развиваемся, пусть медленно, сложно, но мы не стоим на месте», — сказал Владимир Шумилкин. «Объем финансирования в следующем году по сравнению с 2005-м будет увеличен, — сказал городской голова. — Мы постараемся, чтобы было представлено максимальное количество статей, а цифры попытаемся посчитать в течение нескольких дней после второго чтения государственного бюджета».
Кроме того, предполагается поддержать семьи, уровень дохода которых не позволяет обучать детей в школах искусств. Категории этих семей и объем помощи будут зависеть от бюджета, который частично может взять на себя обучение таких детей. Для одаренных детей Владимир Шумилкин предложил ввести систему поощрений так же, как и в общеобразовательных школах: «Чтобы в школе эстетического воспитания тоже была «охота» на стипендию». Обещал мэр и избавить школы искусств от соседства торговых киосков, а также вплотную заняться освещением детских учреждений, студенческих городков.
Мэр обозначил задачу — у как можно большего количества людей развить таланты, чтобы они были увлечены, а не загнаны и озлоблены: «Школа эстетического воспитания — это школа жизни. Попытаться разбудить в ребенке чувство прекрасного и научить радоваться — это здорово. Чем больше детей мы проведем через такие школы — тем меньше харьковчан будут плевать под ноги, курить, браниться нецензурными словами».
Справка

В прошлом учебном году школы окончили 682 учащихся. Пятая часть выпускников стала студентами специальных учебных заведений культуры и искусства. В 2006 г. планируется открытие филиала детской музыкальной школы № 13 на Алексеевке.