На 67 году жизни после продолжительной болезни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни скончалась всемирно известная балерина Наталья Бессмертнова.

Народная артистка СССР, всемирно признанная балерина Наталья Бессмертнова скончалась в московской больнице. На сцене Большого театра, ведущей артисткой которого она была более 30 лет, Бессмертнова станцевала главные партии в балетах классического наследия – «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также во всех балетах своего мужа Юрия Григоровича. Великая балерина повлияла на исполнительское мастерство артистов всего мира.

Наталья Бессмертнова скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя пресс-службы Большого театра.

Будущая великая балерина родилась в Москве 19 июля 1941 года. Отучившись в Московском хореографическом училище, в 1961 году стала ведущей артисткой Большого театра и оставалась ею до 1995 года, пишет энциклопедия «Кругосвет».

Впрочем, Наталья Бессмертнова была еще ученицей выпускного класса, когда итальянская газета «Унита» писала, что она обладает мягкостью и выразительностью движений, которые ярко выделяют ее и «уже сейчас делают личностью с большим будущим», сообщает сайт balletrf.ru.

Во время ее первых зарубежных гастролей в Англии она была замечена даже в самых маленьких партиях (вроде Осени в «Золушке», невесты в «Лебедином озере», одной из сверстниц Джульетты в «Ромео и Джульетте»). О ней писали, что в ее стиле есть странная экзотическая магия, которую совершенно невозможно передать словами, но которая сразу дает почувствовать, что на сцене – какая-то «редкостная драгоценность».

В частности, известный критик Клемент Крисп писал: «Вся труппа танцевала превосходно, и было бы несправедливо выделять какого-нибудь одного исполнителя, и все же... все же есть танцовщица, которая выделяется в любом балете, где она появляется. В первый вечер гастролей стало ясно, что среди трех лебедей есть исполнительница уникального дарования, и в течение всех гастролей наши глаза были прикованы к хрупкой Наталье Бессмертновой, поражающей своей необычайной грацией».

А Галина Уланова отзывалась об еще юной исполнительнице так: «Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от нее глаз – так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели».

Столь серьезные ожидания танцовщица оправдала.

У Натальи Бессмертновой была счастливая артистическая судьба: на сцене Большого театра она танцевала ведущие партии в балетах классического наследия – «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон-Кихот», сообщает канал «Культура». Жена и муза Юрия Григоровича, она исполнила главные партии во всех его балетах: Катерину в «Каменном цветке», Ширин в «Легенде о любви», Фригию в «Спартаке», Джульетту в «Ромео и Джульетте», Анастасию в «Иване Грозном», Риту в «Золотом веке».

Ее партнерами были лучшие танцовщики Большого театра: Михаил Лавровский, Александр Лавренюк, Юрий Богатырев, Юрий Владимиров, Александр Годунов, Марис Лиепа.

Один из ее партнеров, Михаил Лавровский, в интервью телеканалу «Культура» рассказывал: «Мы знакомы с Наташей с десятилетнего возраста, когда оба поступили в Московское академическое хореографическое училище. Уже тогда, и это отмечали педагоги, она отличалась яркой индивидуальностью.

В ней есть надлом, как бывает у людей, которых судьба отмечает знаком избранности, и это ее удивительное качество особенно ярко проявилось в образе Жизели. По масштабу дарования ей подвластно все: и лирика, и трагедия».

Стиль Бессмертновой Лавровский определяет как «импрессионизм» – танец-впечатление: «Наталия Бессмертнова – потрясающая балерина! Сегодня многие артисты балета отлично владеют техникой танца и все правильно делают на сцене, придраться не к чему, но их исполнение не захватывает. Любая роль в исполнении Бессмертновой становится ярким и запоминающимся событием. Танец Бессмертновой захватывает, завораживает. Такое впечатление производили на зрителей Павлова, Спесивцева, Уланова… Если бы Наталия Бессмертнова жила во времена Петрарки, о ней слагали бы сонеты».

Бессмертнова – лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат международных конкурсов.