Как сейчас служится контрактникам, корреспондент «Вечернего Харькова» наблюдал в одной из воинских частей Харьковской области.

Класс вместо массы 

Рядовой Денис Кондратьев из Луганска сегодня служит в 92-й механизированной бригаде, что расположена в поселке Башкировка Чугуевского района (Харьковская область). В прошлом году парень решил связать свою судьбу с армией и в конце прошлого года подписал контракт с Министерством обороны Украины на три года. На родной Луганщине подобных воинских частей нет, поэтому он приехал служить в наши края. Службой 20-летний Денис вполне доволен и новую для себя специальность гранатометчика осваивает с увлечением. 

Также вполне доволен своим новым видом деятельности еще один военнослужащий — контрактник бригады Михаил Толстяков. Он тоже не местный — из Сум. За плечами Михаила пять лет учебы в университете. Окончив учебное заведение и поработав несколько месяцев клерком в офисе, понял, что эта работа не для него. 

— Никакой романтики, — говорит Михаил, вспоминая свою прежнюю деятельность. Скучное, нудное занятие, не требующее проявления настоящих мужских качеств.
Зато теперь на отсутствие романтики парень не жалуется. За два месяца он полностью освоил устройство пулемета и научился неплохо из него стрелять. Вместе с другими военнослужащими он регулярно совершает марш-броски, стреляет из различных видов стрелкового оружия, изучает приемы рукопашного боя, учится управлять военной техникой. 

Эта настоящая мужская работа нам по душе, утверждают оба солдата. Правда, тут же признаются, что немало устают от нее физически. «Наверное, с непривычки», — предполагают они. 

Зарплата у обоих контрактников едва дотягивает до тысячи гривен. На такие деньги особенно не разгуляешься, особенно если бы пришлось снимать квартиры. А жилье военнослужащим-контрактникам необходимо как воздух. Ведь в бригаду под Харьковом приезжают служить из разных уголков Украины: есть здесь донецкие, луганские, полтавские, сумские, черкасские парни. 

Сейчас с крышей над головой иногородним солдатам помогла воинская часть, представив им в пользование небольшую гостиницу прямо в здании бывшего военного госпиталя. Учитывая, что переоборудовали ее на скорую руку, жить в ней не очень комфортно. Санузел — один на этаж, столовая — тоже. Однако в течение года командование части обещает предложить более подходящие условия контрактникам. 

— Вопрос с жильем для них мы скоро, наверное, закроем. Вот посмотрите, — показывает командир 92-й отдельной механизированной бригады полковник Сергей Гузченко на три возводимых дома. — До конца года строительство должно быть закончено. А это ни много ни мало — 180 квартир. Кроме того, почти достроены две девятиэтажки для военнослужащих бригады в Чугуеве. Одну из них уже скоро сдадут в эксплуатацию. Но и это еще не все. В течение года нам пообещали выделить средства на переоборудование под общежития двух бывших казарм. Там будут отличные комнаты. Практически как квартиры: на три-четыре человека с кухней, санузлом, кладовкой. 

Технику бы обновить… 
Интенсивно переводить на комплектование контрактниками 92-ю бригаду начали в прошлом году. И в конце декабря практически из одних контрактников был сформирован батальон. Учитывая небольшой срок службы этих ребят — говорить об их серьезном профессиональном уровне еще рано. Но в части убеждены, что уже через несколько месяцев молодые воины полностью овладеют азами этой профессии. А дальше начнется совершенствование, пределам которому, как известно, нет, утверждает командир.
Полковник Гузченко знает, что говорит. Он — офицер с боевым опытом. Причем приобрел его в одной из самых горячих точек современности — в Ираке. Командовал там украинским батальоном. Говорит, что в этой обожженной войной стране ему доводилось не раз взаимодействовать с американскими, английскими и польскими военными. 

— Воюют они неплохо, — признает офицер. — Я тогда лишний раз убедился, что переход на контрактную службу украинской армии — дело перспективное. 

Но процесс этот, по мнению Сергея Викторовича, идет не так быстро, как хотелось бы. Дело ведь не только в том, чтобы отказаться от призыва. Нужно еще обеспечить воинов-профессионалов современными видами вооружения и техники. А вот с этим — совсем не просто. В 92-й механизированной бригаде вооружение в основном старого, советского образца: танки, БТРы, артиллерийские и зенитно-ракетные установки. Давно пора обновить арсенал. 

Кстати, в этом году командование корпуса (в состав которого входит бригада) пообещало, что пересадит пехотинцев на новые БТРы. Это будет техника производства завода им. Малышева. Это еще далеко не все перевооружение, которое необходимо выполнить в части, но военные рады уже и этому. 

Служить бы рад… 

В последнее время переходу украинской армии на контракт уделяется много внимания со стороны общества. С одной стороны, военных это радует, ведь есть возможность поговорить о проблемах, которые существуют в Вооруженных силах. С другой стороны, офицеров раздражает непрофессиональный подход, который порой проявляют в этой теме политики. Форсировать события, пытаясь быстренько отказаться от призыва и отчитаться, — не выход, уверены служивые. 

Опыт показывает, что все развитые страны мира переводили свои вооруженные силы на профессиональную основу в течение многих лет. В армии США этот процесс длился пятнадцать лет, в Великобритании — восемнадцать. В Германии и Франции он продолжается до сих пор. Государственные мужи этих стран прекрасно понимали, что вооруженные силы — не тот институт, который можно торопить. А чтобы был необходимый результат, нужны в первую очередь время и средства. И с первым, и со вторым в Украине проблемы. Напомним, что первоначально украинская армия должна была перейти на контрактную систему комплектования до 2015 года. Затем срок сократили до 2011. Последние решения президента — профессиональная армия в Украине должна быть уже к 2010 году. 

И это при том, что еще ни разу государство не выполнило своих обязательств по финансированию армии в полном объеме. Почти всегда военные получали 75-80% средств, заложенных в бюджете. Но и то, что выделяет государство, недостаточно. Например, в этом году в госбюджете на Вооруженные силы заложено около десяти миллиардов гривен. В то время как военные специалисты утверждают, что необходимо не менее шестнадцати миллиардов. 

Причем деньги эти нужны на самое необходимое — увеличение денежного содержания контрактников, строительство жилья для военных, закупку новой техники. Если и эти средства не будут выделены, то контрактная армия у нас-то появится, но вопрос — какого качества?