Около 140 работников метрополитена 21 февраля вышли на площадь с требованием отставки руководителя метрополитена Сергея Мусеева. И это несмотря на то, что предыдущее требование голодавших на минувшей неделе метрополитеновцев о восстановлении двух десятков ранее уволенных машинистов выполнено.

На официальном сайте метрополитена опубликован приказ, датированный 20 февраля и подписанный Сергеем Мусеевым. Согласно ему, до 22 февраля в метрополитен должны пригласить уволенных машинистов и принять их на работу. 

Тем не менее утром, 21 февраля, около 140 человек пришли к зданию облсовета, они снова установили палатки, а шестеро машинистов продолжили приостановленную голодовку. 

Отступать некуда 

Сейчас обстановка в самом метрополитене хуже некуда, соглашаются обе стороны конфликта. Уладить разногласия и добиться результата, который бы устраивал всех — дело непростое. Ведь конфликт вышел на высший министерский уровень. Но заложниками ситуации оказались работники харьковской подземки. Как говорит один из пришедших на площадь машинистов Руслан Нестеров — «назад пути уже нет». 

«Я знаю, что мы подвергаем риску жизнь и здоровье как свое, так и всех пассажиров метрополитена. — говорит Руслан Нестеров. — Но ведь так дальше жить нельзя. Мы тоже хотим получать достойную зарплату. Разве это нормально, что у нас сейчас даже за малейшее нарушение забирают премии. Например, если для движения в тоннеле указана определенная скорость, а ты превысил ее на каком-то участке, хотя бы на полкилометра — все, премии не получишь. Но если мы будем ездить по установленному графику, то не будем доезжать до конечной станции вовремя — и это тоже штраф. Выходит, как не крути, а премии дают только тем, кому откровенно повезло, и их не поймали за руку, или тем, кто заискивает перед начальством. Мы против того, чтобы нами руководил Мусеев. При его руководстве у нас резко ухудшилось материальное состояние». 

Два начальника — один метрополитен 

Начальник главного управления промышленности транспорта и связи облгосадминистрации Владилен Вавилов официально заявляет, что Сергей Мусеев «незаконно занимает должность начальника метрополитена». 

У Сергея Мусеева свои мотивы: согласно определению Киевского районного суда от 19 февраля он был восстановлен в должности руководителя Харьковского метрополитена. Это дало основание Сергею Мусееву вернуться к руководству предприятия — и у Харьковского метрополитена оказалось два руководителя. Геннадий Броншпак при этом тоже имеет законные основания возглавлять предприятие. Он был назначен на должность начальника метрополитена министром транспорта и связи. «Кроме того, 20 февраля Постановлением начальника Ленинского отдела Государственной исполнительной службы от 20.02.2008 года отменено Постановление об открытии исполнительного дела по обеспечению определиния Киевского райсуда, — поясняет Владилен Вавилов. — Есть официальный документ, а он продолжает незаконно издавать приказы. Кстати, идет полный саботаж. Направленная в метрополитен официальная копия с печатями и приказом министра транспорта Иосифа Винского о назначении главой метрополитена Геннадия Броншпака не дошла, ее нигде не могут найти. Губернатор дал телеграмму на имя министра транспорта и уведомил его о той ситуации, которая сложилась вокруг руководства метрополитена». 

С такими рассуждениями в корне не согласен Сергей Мусеев. Вот как он прокомментировал все события корреспонденту «Вечернего Харькова»: 

— Я был и есть начальник Харьковского метрополитена. Геннадий Броншпак занимает должность незаконно и в данный момент никакого отношения к метро не имеет. У него тут нет ни трудовой книжки, ни копии паспорта, никаких документов, необходимых при приеме на работу. 

Прокомментировал Сергей Мусеев и информацию об уволенных ранее работниках. Он призывает машинистов вернуться на свои рабочие места и возобновить рабочий процесс: «Что касается голодающих, то мы их сейчас ищем, чтобы принять на работу, мы их полгода ищем, не можем найти, чтобы восстановить. Хотели с площади их забрать, а их там не оказалось». 

Главный инженер Харьковского метрополитена Валерий Филиппович утверждает, что увольнение работников было вполне законным: в их работе были зафиксированы нарушения. «Мы правильно сделали, что направили их на сдачу экзаменов, — говорит он. — Могу сказать, что те люди, которые не отказались, они все прошли этот экзамен. И дело не в том, кто в каком профсоюзе состоит. Мы вынуждены были, согласно нормативным актам, при первом отказе работников сдавать экзамен отстранить от работы на две недели для повторной сдачи. Но они отказались и во второй раз. После этого мы по закону не могли допустить их к работе, связанной с безопасностью движения. Но если они сейчас придут, то милости просим, мы рассмотрим вопрос об их восстановлении на работу». 

А вот Геннадий Броншпак заслугу улучшения отношения Мусеева к машинистам приписывает себе. 

— Я не видел распоряжения Мусеева, но слышал, что он готов прислушаться к мнению машинистов, восстановить их на работе, чего раньше не было. Это тоже результат моей работы. До моего назначения диалога с машинистами не было, — заявил Броншпак. 

Счет не на дни, а на часы 

Национальная служба посредничества и примирения уже предупредила о том, что работу метрополитена прекращать нельзя, так как это парализует город. Но работники подземки намерены голодать на рабочем месте. К слову, уже со вчерашнего дня шестеро машинистов уже голодают и все же выходят на работу. К каким катастрофическим последствиям все это может привести — остается только гадать.