Предпочитая смотреть фильмы по ТВ, несколько лет назад я перестала посещать кинотеатры. Но, побывав недавно в одном из них, подивилась произошедшим переменам: в кинотеатре гардероб (значит, во время сеанса не придется держать пальто на коленях), вместо одного зрительного зала — три и, что удивительно, при нынешних ценах на сеансе — аншлаг.

«Сарафанное радио» 

Директор киноцентра Михаил Приймак уверен в будущем большого экрана— Выходит, кино, скорее живет, чем умирает? — интересуюсь у директора сети кинотеатров «Киноцентр» Михаила Приймака. 

— Так ведь и книгам кое-кто предрекал скорую смерть… Считаю, что телевидение, Интернет и DVD-диски не заменят книг и кинотеатров с их особой атмосферой праздника.
Создавая фильм, режиссер ориентируется прежде всего на зрителя, находящегося в большом зале! Нюансы режиссерских задумок наиболее полно реализуются именно в такой атмосфере. К тому же важную роль играют звук и качество «картинки». Например, в кинотеатре «Познань» самый большой в Харькове экран — 8 на 19 метров. Помимо «Познани», в сеть «Киноцентр» входят также кинотеатры «Россия», «Киев», «им. А. Довженко». Мы преобразовали их в многозальные — вместо пяти теперь там по 10 залов. 

— Вы кардинально изменили внешний вид и интерьер зданий: в фойе появилась уютная мебель, в зрительных залах — просторные кресла и даже диваны. Откуда деньжища? 

— «Деньжища» — точное выражение. Известно: зрителей привлекают современный дизайн, высокая культура обслуживания и соответствующие мировым стандартам изображение и звук. Выйти на такой уровень можно было только с привлечением солидного капитала. А еще пришлось по ходу дела заменить и все коммуникации! К счастью, удалось найти инвесторов. 

— Пока вы поднимали кинотеатры на должный уровень, зритель успел «подсесть» на теле- и видеопродукцию. В кинотеатры ходить перестали. 

— Конечно, отдача шла постепенно. Но сыграло положительную роль «сарафанное радио», оказавшееся на поверку самой лучшей рекламой. Стивен Спилберг однажды сказал: «Сумма средств, вложенных мной в создание фильма, прямо пропорциональна степени уважения к зрителю». Позволю себе перефразировать это высказывание: сумма наших затрат на реконструкцию показала степень нашего уважения к харьковчанам. И люди это
заметили! 

Мы закупили современное кино- и звуковое оборудование. Мы не стали увеличивать количество посадочных мест в ущерб размеру кресел — напротив, сиденья стали удобнее, шире. Посчитав необходимым увеличить межрядное пространство, перепрофилировали полы во всех залах. 

— Приступая к реконструкции, на какие стандарты вы опирались? 

— Десятилетиями действовавшие в СССР и Украине ГОСТы безнадежно устарели. Вообще-то, стандарты на современные кинотеатры были разработаны еще в 1999 г., но по сей день они в Украине не утверждены. Мы посчитали целесообразным ориентироваться на современные мировые стандарты. Благодаря этому Харьков участвует в мировых премьерах значимых фильмов. 

Мысль о языках «испарилась»! 

— Возможно, коммерциализация украинского кинематографа пошла ему на пользу. Но цены на билеты для многих стали «неподъемными»… 


— Тем не менее зритель в кинотеатры вернулся. Мы реанимировали, казалось бы, умиравшую киноотрасль. Ведь кассовые сборы возвращаются в конечном итоге к тем, кто и призван создавать киношедевры. Кроме того, сборы позволяют инвесторам окупать свои вложения и получать прибыль. 

— Она существенна? 

— Пока продолжается период возврата инвестиций. Рассчитываем, что дивиденды станут поступать через 7-8 лет после реорганизации. 

— И тогда можно будет подумать о расширении сети кинотеатров? 

— А мы уже сейчас строим такие планы. Считаем, в центре города недостаточно залов высокого уровня. 

— Предприятия многих отраслей страдают от рейдерских атак. Помнится, около трех лет назад у ряда харьковских кинотеатров появились определенные проблемы… Чем все закончилось? 

— Те проблемы не являлись попытками рейдерского захвата. Просто были инициированы полномасштабные проверки. Они показали отсутствие нарушений в нашей деятельности, — и нас оставили в покое. Между прочим, положительное влияние оказало тогда и общественное мнение, в частности, обсуждение деятельности кинотеатров в СМИ.
 
— Как вам видится проблема принудительного дублирования фильмов на украинский язык? Для нашего региона она особенно остра… 

— Совершенно с вами согласен. Но не все так плохо. На самом деле еще в 1998 г. был принят Закон «О кинематографии», ст. 14 которого регламентировала порядок распространения и демонстрации фильмов. В документе говорится: «Иностранные фильмы перед распространением в Украине в обязательном порядке должны быть дублированы, или озвучены, или субтитрованы государственным языком; они также могут быть дублированы языками национальных меньшинств». 

После обращения 60 депутатов Верховной Рады в Конституционный суд в декабре 2007 г. суд трактовал закон таким образом, что мысль о языках национальных меньшинств вдруг куда-то «испарилась». Вот отсюда и начались проблемы. 

— Получилось как в поговорке: «Закон как дышло — как повернули, так и вышло»? 

— Выходит, так. Но я верю, что в конечном итоге восторжествует разум. Ибо еще никогда ни в одной сфере насильственное воздействие не приносило ожидаемого результата.