Причинами стремительного роста цен на бензин являются мировые тенденции, отмена вексельной формы оплаты при иморте нефтепродуктов и посевная кампания.

Главные причины такого подорожания: мировые тенденции, отмена вексельной формы оплаты НДС при иморте нефтепродуктов и посевная кампания.

За границей стоимость «черного золота» бьет все рекорды. Нефтеперерабатывающие заводы простаивают или работают не на полную мощность. И все это в преддверии посевной кампании. 

Все это приведет к тому, что уже в марте стоимость бензина А-95 достигнет 5,8-5,85 гривни за литр, а в апреле поднимется до 6 гривен.

«Пока нет никаких ограничителей, которые могли бы удержать цену на более низкой отметке», — отмечает глава украинского представительства «Мажейкю Нафта» Игорь Майстренко.

Чтобы стабилизировать цены, правительство предложило нефтетрейдерам подписать меморандум. В проекте документа, которым располагает «ДЕЛО», Кабмин идет на значительные уступки продавцам топлива.

Взамен хочет получить влияние на рынок горюче-смазочных материалов.

Это позволит Тимошенко в ее премьерской биографии не допустить второго бензинового кризиса.

Дальнейшее подорожание топлива в первую очередь зависит от ситуации на мировом рынке. По словам пресс-секретаря ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрия Зверева, украинцы повторяют тенденции мирового рынка с задержкой в несколько недель. «Цена импортного продукта является базисом при определении внутренней цены украинского рынка», — рассказал он.

Стоимость нефти на мировом рынке, действительно, стремительно растет. Уже в начале марта она перевалила за 100 долларов за баррель. «Наверное, это не единственный рекорд, который будет поставлен в этом году», — считает исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. По прогнозам некоторых его коллег, до конца года «черное золото» может подорожать до 150 долларов.

На стоимость бензина влияют и внутренние факторы. В первую очередь, нестабильная работа нефтеперерабатывающих заводов. «Из шести предприятий только два (Лисичанский и Кременчугский. — «ДЕЛО») работают, и то наполовину своих мощностей», — пояснил пресс-секретарь компании «Галнафтогаз» (сеть АЗС «ОККО») Олесь Пограничный.

Посевная кампания двигает цены

Одновременно внутри Украины резко вырос спрос на бензин. Эксперты связывают это с ранней весной, а также приготовлением к весенне-полевым работам. «Нефтепродукты — сезонный товар, — говорит руководитель пресс-службы «Укртатнафты» Сергей Биленький. — Цены на него поднимаются с определенной цикличностью».

Правительство пытается спасти ситуацию. Для этого Тимошенко активизировала подписание меморандума о партнерстве с участниками рынка нефтепродуктов. Кабмин уже разработал проект документа и предложил бизнесменам внести в него свои предложения. Предварительный вариант меморандума попал в распоряжение «ДЕЛА».

Согласно ему, предприятия получат поддержку Кабмина. В частности, будет введен мораторий на повышение железнодорожных тарифов при экспорте темных нефтепродуктов. Кроме того, правительство гарантирует оптимизацию цены на перевозку нефтепродуктов на внутреннем рынке и тарифы на транспортировку нефти для переработки на украинских НПЗ.

Лицензированием по рынку

Правительство обещает пролоббировать и принятие законов, которые облегчат строительство автозаправочных станций. В меморандуме это записано как «привести в соответствие к нормативам, которые действуют в странах ЕС». «В Европе заправки строят даже на первых этажах жилых домов, у нас же требование — ставить в 50 метрах», — рассказал «ДЕЛУ» представитель одной из компаний.

В то же время большинство участников рынка выступают против лицензирования розничной торговли нефтепродуктами. «Представьте себе, компания с 250 автозаправками получает лицензию, — рассказывает Сергей Куюн. — Так если на одной АЗС вдруг заведется «паршивая овца», простаивать будут все АЗС компании!» По его словам, в Украине и без того достаточно структур и нормативных актов, которые регулируют торговлю бензином.

По оценкам экспертов, лицензирование может стать одним из рычагов для административного регулирования ситуации на рынке нефтепродуктов. «Угроза потерять лицензию будет всегда довлеть над предприятиями, заставляя их еще раз подумать, прежде чем повышать цены», — считают в одной из компаний.

В то же время обязательства участников рынка в меморандуме прописаны довольно расплывчато. Говорится о недопустимости картельных сговоров, а также о регулировании цен в соответствии с мировыми показателями.