Лучше смерть под землей, чем жизнь наверху?

На меня смотрят уставшие работяги в грязных спецовках. Белки глаз пронзительно сверкают на черных от угольной пыли лицах. В уголке ломаной линии губ - дешевая мятая сигарета. Это портреты людей, созданные потомственным донецким шахтером, который ни разу не спускался в действующую шахту. Но который знает о них многое.

В киевской галерее «Арт-фокстрот» к молодому художнику-дипломнику Харьковской государственной академии дизайна и искусств Роману Минину, выставившему своих шахтеров, подошел посетитель. Он оказался земляком - депутат Михаил Волынец предложил художнику показать «шахтеров» на родине.

Учитывая, что в Донецке крупных художественных галерей немного (очередь на экспонирование заставляет художников ждать год-полтора), депутат взялся организовать выставку в залах Донецкой облгосадминистрации. Экспозицию планировали показать осенью 2007 года, но в связи с трагедией на шахте им. Засядько открытие отложили до 27 февраля.

«Я очень долго ждал открытия, — рассказывает художник. — Картины развесили, мне позвонили в Харьков и пригласили на презентацию, но через полчаса сообщили, что выставку закрыли по неизвестным причинам. Одновременно в Интернете появились статьи о том, что я рисую карикатуры, которые порочат шахтерский труд». Что явилось причиной закрытия долгожданной для автора выставки, просуществовавшей 30 минут, неизвестно.
Роман считает, что текст на картине «В забой или в запой?» действительно отвечает реалиям жизни людей, которым приходится ждать своей смерти под землей. И художник призывает не быть ханжами, а «смотреть на все это нормальными глазами». 

Свой среди чужих, чужой среди своих? 

Роман Минин был рожден шахтером — в третьем поколении. Все его родственники, одноклассники и знакомые — шахтеры. Роман жил в этой среде и слился с ней. В Харькове по совету преподавателя Виктора Гонтарова Роман начал развивать в своем творчестве супертему: жизнь и труд шахтеров. 

Художник считает, что приносит пользу шахтерам, правдиво показывая их жизнь, рассказывая о наболевшем. Он хочет быть вместе со свои­ми родными, поддерживая их
«посредством искусства». 

Но понимают ли его творчество шахтеры? «Не совсем, — признается Роман, — они любят живопись как фотографию. Могут придраться к мелочи — неправильно нарисованной детали». 

— А вы-то сами в шахте были? Спускались под землю вместе с героями своих картин? — сам собой напрашивается вопрос. 

— Да, я пытался, — отвечает Роман, — прошел курс молодого бойца в учебном пунк­те. Мне дали официальное разрешение спуститься в шахту, но только в учебную. 

В действующую шахту можно было попасть только нелегально. Роману это предлагали, но он отказался: не захотел «никого подставлять». Художник считает, что он и так прекрасно знает шахтерскую жизнь изнутри. 

Герои Романа Минина — это не конкретные портреты шахтеров, а собирательный образ. Жанр, в котором работает художник, называет «соц-арт». «Соц-арт» и «соцреализм» мало чем отличаются, считает художник. «Тогда были идеи коммунизма, картины были как плакаты «Мы строим коммунизм!», но они были направлены на социум. Государству это было выгодно. Сейчас конкретных идей (кроме формирующейся национальной) нет. Но социум остался. 

Работать нет смысла, а они работают 

Роман пишет ровесников, многие из которых спились, кто-то — ушел из жизни. Роман честно признался, что сам в последнее время не пьет — по состоянию здоровья. «Не знаю, кому выгодно, чтобы люди так тотально спивались, — говорит он. — Телевизор, этот опиум, уже не помогает отвлечься от проблем». 

Шахтеры совершают христианский подвиг, убежден Роман: «Когда работать, собственно говоря, незачем, а они работают. Они не за грош отдают свои жизни. Очень покорно, спокойно, безо всяких идей и революций. Они могут быть с бутылкой самогона в руках, спившиеся, но для меня они — святые люди. Это наша богатая душа, душевные люди. Как чернозем: что туда не кинь, все прорастет и даст плоды». Роман сокрушается, что многие используют эту доброту, честность и беззащитность целых поколений шахтеров в своих интересах. 

Нарисовать суть… 

Роман Минин до 2007 года тоже был своего рода подземным тружеником — делал свои выставки исключительно «для своих». Возможно, очередная серия картин для массового зрителя появится в конце этого года. Девять лет жизни в Харькове вдохновили художника на создание новой серии — посвященной Харькову. Она будет называться «Для тех, кто не был в органном зале». Это, по идее Романа Минина, будет христианский взгляд на Харьков: «Не какие-то пейзажи, а его суть. Нарисовать суть — это то, к чему я стремлюсь». 

Досье художника
Первым его оценил Янукович 

Еще в школе, на персональной выставке, работы Романа Минина увидел его земляк… Виктор Янукович. Он стал «крестным отцом» будущего художника — предложил занести имя школьника в банк данных одаренных детей Донецкой области. 

Случай стал судьбоносным. Когда Романа пытались забрать в армию из художественного училища, он прямо в пижаме сбежал из донецкого госпиталя и разыскал сотрудницу управления образования. Она вспомнила одаренного парня — и Роман получил отсрочку. 

«Я очень благодарен Виктору Януковичу, который угадал мою будущую профессию и косвенно оказал влияние на мою судьбу, — говорит Роман Минин. — Конечно, мне было бы приятно, чтобы он когда-нибудь посетил мою выставку». 

Роман МининЛичное дело 

Роман Сергеевич Минин. Родился в 1981 году в маленьком шахтерском городке Димитрове (Донецкая обл.). Этот город известен тем, что в нем была построе­на самая глубокая шахта в Европе — им. Стаханова. В 1998-м поступил в Харьковское художественное училище. Расписывал храмы — Георгия-Победоносца в Алчевске (Луганская обл.) и в поселке Гуты (Харьковская обл.). В 2002 г. поступил в Харьковскую государственную академию дизайна
и искусств.