Сомнений в том, что жилкомхоз Харькова нужно срочно реформировать, ни у кого давно уже нет. Но каким путем идти — в этом мнения расходятся. Один из главных спорных вопросов — можно ли пускать в эту сферу частников?

В одном из интервью мэр Харькова Михаил Добкин, рассказывая о реформе системы жилкомхоза города, подчеркнул, что власти решили привлечь в эту сферу бизнес и со временем создать новые структуры, которые поставляли бы харьковчанам горячую и холодную воду, электроэнергию, тепло и следили за техническим состоянием домов. Пока — на переходный период — этим занимаются несколько городских коммунальных предприятий. 

Инициатива мэрии вызвала неоднозначную реакцию в городе — среди депутатов горсовета, работников коммунальных служб, представителей общественных организаций и простых горожан. Оппоненты говорят о возможных рисках реформы, ведь в самом ее начале ЖЭКи были уничтожены «под корень», немало специалистов оказались безработными, а заявки выполнять было некому. Беспокоит харьковчан и другой вопрос: если жилкомхоз отдать бизнесу, а профильные предприятия — в концессию, сможет ли тогда власть влиять на тарифную политику? Ведь частный капитал однозначно захочет получать прибыль. Значит, будет периодически повышать тарифы... Да и как проконтролировать, какие инвестиции вкладывает концессионер в коммуналку города? 

Данные опасения не беспочвенны, ведь уже есть опыт подобных экспериментов в других городах Украины. Например, когда в Одессе передали концессионерам некоторые предприятия жилкомхоза, те начали с того, что подняли тарифы. Но существенно ситуация не изменилась. В погоне за прибылью концессионеры еще больше развалили местный жилкомхоз, так и не вложив в него ни копейки. Закончился эксперимент тем, что через несколько лет все вернули в коммунальную собственность. 

Между тем есть и другие примеры, причем именно в Харькове. АО «Теплоэнергетический центр Роганского промузла» обеспечивает теплом и горячей водой несколько крупных предприятий в Роганском жилом массиве и один из жилых микрорайонов. Директор предприятия Александр Кочеров утверждает, что жалоб на их работу от жителей микрорайона 759а нет: во время отопительного сезона температура в квартирах выше 20 градусов, а горячая вода есть круглый год. Более того, 92% жильцов вовремя оплачивают услуги по теплу и горячей воде. 

Кстати, тарифы на тепло и горячую воду, по которым работает предприятие, даже немного ниже общегородских. При этом предприятие работает с прибылью. Устроиться сюда на работу — практически невозможно, зарплата высокая, а для детей работников предприятие оплачивает учебу в вузах и даже покупает для очередников по одной квартире в год. 

— Мы начали с того, что в течение нескольких лет вложили в модернизацию предприятия 10 миллионов гривен, — делится опытом Александр Кучеров. — Заменили полностью оборудование, котлы, капитально отремонтировали магистральную теплотрассу. Это позволило сократить до минимума потери тепла, сэкономить в результате большие средства. 

Так, оказывается, можно в жилкоммунхозе зарабатывать немалые деньги и оказывать качественные услуги.