В центре уже просят за проезд в маршрутках на 25 копеек больше. Что делать, топливо дорожает, не работать же себе в убыток, разводят руками автоперевозчики. То ли еще будет, пугают эксперты.

Ценники на АЗС в последние дни все больше напоминают сводки с фронтов. Практически каждый день приносит печальные новости об очередном подорожании топлива. На некоторых заправках цена 95-го бензина уже перешагнула отметку в 6 гривен. Даже те горожане, у кого нет машины, следят за ценами на бензин, дизтопливо и газ. И в этом нет ничего удивительного, ведь за топливом, как правило, автоматически начинает дорожать все остальное. Первыми повысили цену автоперевозчики. 

На некоторых харьковских маршрутах проезд подорожал уже неделю назад. Георгий Берулашвили — водитель «Богдана», работающий на 296-м маршруте (пл. Конституции — Пятихатки), говорит, что цена на дизтопливо прыгнула очень резко — за последний месяц на 60–80 копеек, достигнув к сегодняшнему дню отметки 5,80 грн за литр. Соответственно упала доходность перевозок, говорит Георгий. Поэтому его руководство добилось у городских властей разрешения на повышение стои­мости проезда. Теперь она составляет не 1,25 грн., как раньше, а 1,5 грн. 

Повысилась на точно такую же сумму и стоимость проезда на 78-м маршруте (пл. Конституции — пр. Победы). Водитель Дмитрий Колода тоже сетует на дороговизну топлива. А вот на 285-м (тоже от пл. Конституции) тарифы не изменились. 

— На сегодняшний день цены повысились на 25 городских маршрутах из 178. В среднем — на 25–35 копеек, — говорит директор департамента транспорта и связи Евгений Водовозов. — Но в департаменте лежат заявки и от других автоперевозчиков.
Вообще-то, по Закону «О транспорте» диктовать условия фирмам, занимающимся перевозкой пассажиров, органы местного само­управления не имеют право, объясняет позицию власти Евгений Водовозов. И в связи с резким подорожанием топлива оставить старые цены не удастся, прогнозирует главный транспортник Харькова. 

К слову, не остались в долгу и таксисты. Частники, работающие на едином налоге, повысили свои тарифы еще неделю назад. Как рассказал один из предпринимателей, у него теперь минимальный проезд до 5 км стоит 20–25 гривен.

У фирм с большим автопарком цены поднялись не так сильно. Те перевозчики, кому дозвонился корреспондент «Вечернего Харькова», за минимальную поездку запрашивают теперь 14 гривен. Не отреагировали на бензиновую инфляцию лишь компании, которые подняли цены еще в декабре-январе. У них «минималка» составляет 15 гривен.
Нашлось, правда, одно-единственное автопредприятие с минимальным тарифом 12 гривен. Но, как рассказала заместитель директора, это продлится недолго. С 1 апреля здесь тоже подтянут цену, как и везде — до 14 гривен. 

На вопрос, что случилось с ценами, работники харьковских АЗС только разводят
руками. 

— Нам каждый раз продают бензин на 5% дороже. Естественно, и мы повышаем отпускную цену на такую же сумму, — говорит начальник одной из АЗС, расположенной на Московском проспекте, Александр П. 

Сейчас бензин самой ходовой марки (Аи-95) на этой заправке стоит 5,80. Такая же цена и на дизельное топливо. 

Скачок цен Александр объясняет прежде всего стандартным аргументом: «Нефть дорожает во всем мире, это отражается и на Украине. Год назад цена барреля составляла 60 долларов, а сейчас — больше ста. При таких условиях стоить дешево бензин уже не будет». 

Вторая причина — внутренняя. На старом оборудовании, говорит Александр, отечественных НПЗ дешево производить бензин не получается, в отличие от высокотехнологичных предприятий западных стран. Вот и получается, что цена на топливо в Украине вплотную приблизилась к мировым ценам! 

Дело не только в этом, возражает владелец пятнадцати харьковских АЗС Богдан Гузь (расценки на некоторых его автозаправках пока самые низкие в городе). К росту цен на горючее приложили руку украинские монополисты, считает он. 

— У нас в стране в настоящий момент работают три НПЗ. Причем как Лисичанский, так и Кременчугский в состоянии полностью удовлетворить спрос украинского рынка. Но правительство спускает им лимит на производство топлива. Как думаете, трудно этим заводам договориться и поднять цену? 

Кстати, подобной версии придерживается и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Она считает, что виной аномального всплеска цен на горючее — сговор между
нефтетрейдерами. 

— Это тема прокуратуры и Антимонопольного комитета, — заявила премьер на прошлой неделе и направила в Генпрокуратуру письмо с информацией о незаконных действиях трейдеров. 

Правда, газета «Дело» приводит ответ Генпрокуратуры, которая отрицают наличие сговора между нефтяными монополистами. Не видят его и в Антимонопольном комитете. Хотя необоснованное повышение цен там все-таки фиксируют. Так, с января по март комитет выдал более 60 рекомендаций нефтетрейдерам воздержаться от необоснованного повышения цен.