27 марта исполняется ровно 40 лет со дня гибели первого космонавта Земли. Причина той катастрофы до сих пор не установлена. Но, оказывается, Юрий Гагарин находился «у последней черты» неоднократно и каждый раз только чудо отводило от него беду…

В Харькове живет тезка знаменитого космонавта — Юрий Алексеевич Гагарин. Причем сам он — бывший инженер-испытатель ракетно-космической техники, полковник. Он поведал «Вечернему Харькову» о том, как такое многократное совпадение повлияло на его судьбу, и представил свою версию причин гибели космонавта. 

Юра родился «в рубашке» 

Инженер-лейтенант Гагарин в 1960 годуВ 60-е мой собеседник служил на космодроме Байконур. Он рассказал, что жизнь не раз сводила его со знаменитым тезкой: 

— В 1955-м мы оба поступили в военные училища: Юрий — в Оренбурге, я — в Харькове. В 1960-м, когда я писал дипломный проект в Военно-воздушной академии им. Жуковского, Юрий вместе с другими ребятами из отряда космонавтов там же изучал аэродинамику. 

В 1963-м на Байконуре мы готовили к запуску в космос Быковского и Терешкову. И Гагарин пришел на нашу 2-ю площадку. Я был молод, стеснителен… Друзья буквально силой подтолкнули меня к нему: «Иди, познакомься, наконец!» Юрий тогда сказал: «Рад познакомиться. Мне о Вас рассказывали». Тут же выяснилось, что даже на космодром мы прибыли почти одновременно и в одном и том же звании! 

Кстати, то, что 90% работ на полигоне выполняли военные, являлось государственной тайной. Когда на Байконур приезжали президент Помпиду, генерал Де Голль и другие важные персоны, всех военных заставляли переодеваться в гражданскую одежду. Нужно было создать видимость исключительно мирной направленности испытаний. 

— До полета в космос Гагарин попадал в опасные ситуации? 

— Он постоянно ходил по лезвию бритвы. К примеру, в 1957-м, оканчивая Оренбургское училище летчиков, Юрий отправился в самостоятельный полет. И уже шел на посадку, когда в его МИГ-15 врезалась стая птиц. Весь самолет окрасился кровью! Если бы хоть одна попала в двигатель, случилась бы катастрофа. К слову, именно МИГ-15 в конечном итоге оказался для Гагарина роковым самолетом… 

— А были внештатные ситуации в космосе? 

— Когда по возвращении Гагарина на землю мы расшифровали информацию, то обнаружили, что он в тот раз мог погибнуть трижды! Сначала вышла из строя система радиоуправления — в заданную точку пространства ракета вышла на автономной системе управления. И Юрию повезло, что страховочная — тоже не отказала. Иначе ракета могла «промахнуться». Впрочем, отклонение все равно было — на два километра. Еще бы на чуть-чуть — и он уже никогда не вернулся бы на землю. Были проблемы и при выбросе капсулы с космонавтом, и с дыхательным аппаратом при посадке. Просто чудо, что Юрий тогда остался жив. Но об этом никто в те годы не говорил. 

Он устал быть «свадебным генералом» 

— После ошеломительного успеха в 1961-м вся страна знала: Гагарину запрещали летать. Берегли? 

— Главком ВВС Вершинин даже издал с этой целью специальный приказ. А Юрий устал быть «свадебным генералом», он тяготился этим, хотел летать. И усиленно добивался такого права. Но только после смерти Королева Вершинин назначил Гагарина на должность помощника начальника Центра подготовки космонавтов по летному делу. Это означало, что теперь он был ОБЯЗАН летать! 

В марте 1968-го, впервые после длительного перерыва, Юрий сел за штурвал самолета. А 27-го — произошла катастрофа УТИ МИГ-15, он был тогда в паре с командиром полка Серегиным. При выполнении упражнения «горка» самолет врезался в землю. 

Государственная комиссия по расследованию причин катастрофы рассматривала много гипотез. Но по сей день окончательного вывода так и не сделали. Остатки самолета замурованы в металлических емкостях, опломбированных с грифом: «Хранить вечно». Никогда прежде ни один разбившийся в СССР самолет так не хранился! Удалось установить наверняка только следующие факты: 

1. Пилоты были трезвые. 

2. Летчики управляли самолетом до последнего мгновения. В крови не было адреналина, а это значит — они даже не успели испугаться! 

3. До момента гибели они находились в сознании. 


Мой собеседник берет в руки фотографию, где снят самолет: 

Истребитель МИГ-17

— Этот истребитель МИГ-17 аналогичен тому самолету, на котором разбился Гагарин. Под крылом подвешен топливный бак — их на самолете два. Упражнение высшего пилотажа «горка», позволяющее добиться создания на борту невесомости, должно осуществляться без этих баков! Потому что они, являясь помехой, вынуждают экипаж для достижения конечного результата подняться на большую высоту. А на месте катастрофы были обнаружены баки! Моя версия такова: возможно, при выполнении упражнения они не увеличили высоту. Вот почему им, как предположила комиссия, не хватило времени для выхода из пике — фактически 2-3 секунд. 

Комаров шел на верную смерть 

— 24 апреля исполнится 41 год со дня гибели и другого космонавта — Владимира Комарова. Каковы причины его смерти? 

— Уверен: если бы был жив Королев тогда, он отменил бы этот полет! «Союз» без человека на борту перед этим запускали три раза. В первый — полет закончился аварией. Второй (запуск осуществлялся с «моей» стартовой площадки) — уже катастрофой: в момент взрыва ракеты на старте погибли находившиеся на земле люди — члены боевого
расчета. 

Неудачей закончился и третий запуск «Союза»: потерпел аварию его спускаемый аппарат — не сработал тормозной парашют. В результате аппарат утонул в Аральском море. 

— Так ведь и Комаров разбился о землю по такой же причине! 

— И это — самое возмутительное! Получается, никто не сделал должных выводов. Королев никогда не отправлял в космос человека на «недоработанном» корабле! Позже выяснилось, что перед полетом Владимир сказал своей жене: «Я иду на верную гибель». И тут знаковый момент для Гагарина: если бы по какой-то причине от полета отказался Комаров, то вместо него обязан был лететь… Юрий, именно он в тот раз являлся дублером Владимира! Причем Юрий добился этого права с огромным трудом. Но в тот раз его снова оградила от смерти судьба.