Комиссия по ЧС Харьковского горсовета обязала «Концерн АВЭК и К°» снести объекты, построенные в охранной зоне инженерных коммуникаций.

Напомним, специальная комиссия горсовета уже обсуждала судьбу рынка. Впечатленные услышанным, большинство тогда было за то, чтобы инициировать обращение в парламент о создании следственной комиссии, которая расследовала бы деятельность «Концерна АВЭК и К°». Но остановились на том, чтобы масштабы техногенных угроз для Харькова все-таки оценили специалисты городской комиссии по ЧС.  

Руководители семи предприятий, инженерные сети которых проходят через рынок ТЦ «Барабашово», включая Харьковский метрополитен, снова обрисовали страшные картины возможных катастроф от деятельности рынка, теперь уже перед членами комиссии (в нее входят депутаты, представители прокуратуры, милиции и МЧС). 

Генеральный директор ОАО «Харьковгоргоз» Александр Дудолад предупредил, что если произойдет авария на газопроводе, который проходит по территории торгового центра, жертв может быть больше, чем в Днепропетровске. А без голубого топлива останутся тогда целые микрорайоны города, включая его центральную часть. 

Еще более мрачную картину нарисовал гендиректор КП «Харьковкоммуночиствод» Иван Коринько. По его словам, если на рынке прорвет канализационный коллектор, случится экологическая катастрофа всеукраинского масштаба. Оперативно перекрыть коллектор не удастся, 20 тысяч кубометров фекальных стоков зальют рынок и образуют воронку диаметром 15 м и глубиной 7–8 метров. Попавших в нее людей спасти будет невозможно. Затем все нечистоты потекут в реку Харьков, которая понесет ее до самого Ростова.
Эмоционален был и главный инженер КП «Харьковские тепловые сети» Анатолий Колбаса. Если по какой-либо причине будет повреждена теплотрасса (к примеру, на нее случайно обрушится контейнер), кипяток прольется на головы сотен людей. 

Свою лепту внесли и ру­ководители КП ПТП «Вода» и АК «Облэнерго». Картин страшного суда они не рисовали, но отметили, что если на инженерных сетях их предприятий, которые проходят по территории рынка, произойдет авария, обесточенными и отрезанными от воды останутся жители всего района Салтовки. 

Кроме того, аварии на водоводе или канализационном коллекторе могут привести и к другим бедам. Главный санврач города Татьяна Колпакова говорит, что тогда не миновать распространения инфекции различных заболеваний, как это случилось 13 лет назад после аварии на очистных сооружениях в Диканевке. Тогда врачи зафиксировали вспышку вирусного гепатита, который не могли погасить еще несколько лет. 

Гарантировал безопасность человеческих жизней только один руководитель — начальник Харьковской подземки Сергей Мусеев. Но добавил, что если срочно не предпринять мер по возобновлению откачки грунтовых вод из подземных тоннелей (дренажная система на рынке, по его словам, практически разрушена), то движение на Салтовской линии метрополитена, возможно, придется закрывать. Кроме того, хозяйственная деятельность «Концерна АВЭК и Ко», как уверяет Сергей Мусеев, привела к проседанию тоннеля метро на перегоне между станциями метро им. Ак. Павлова и Ак. Барабашова. Это тоже приводит к появлению грунтовых вод в помещениях под платформой станции и разрушению метрополитена. 

О возможных негативных последствиях специалисты МЧС не раз предупреждали «Концерн АВЭК и Ко». Начальник городского управления МЧС Владимир Юрченко уверяет, что только за последние два года его ведомство отправило компании 60 постановлений. Восемьдесят человек были привлечены к административной ответственности, семьдесят пять торговых павильонов снесены. Но проблемы остались.
Подтвердить или опровергнуть заявления чиновников, коммунальщиков и спасателей было некому. Представители «АВЭКа» не явились на прошлое заседание специальной комиссии горсовета. Не предстали и на сей раз. Их взялась защищать толпа студентов и пенсионеров у стен горисполкома. Люди с плакатами «Оставьте в покое Барабашовский рынок!» простояли там все время, пока в зале решалась судьба торгового центра. Правда, корреспонденту «Вечернего Харькова» некоторые из участников пикета признались, что за участие в акции им заплатили по двадцать гривен. 

Громкое скандирование людей под окнами не повлияло на решение комиссии. Руководство «Концерна АВЭК и Ко» обязали убрать из охранной зоны инженерных сетей все торговые павильоны. 

На следующий день почетный президент «Концерна АВЭК и Ко» Александр Фельдман собрал пресс-конференцию. 

— Никакой угрозы техногенной катастрофы нет, — заявил народный депутат журналистам. — Все недочеты мы устраним. Но того времени (три месяца. — Прим. авт.), которое нам дали на устранение нарушений, недостаточно. Со всеми коммунальными предприятиями у нас есть договора, с ними идет планомерная работа. Построили выход метрополитена, сажаем деревья, скамейки — никто в городе столько не делает. 12 лет латали трубы водовода. А то, что все системы старые, — мы же не виноваты! Кроме того, мы просили дать нам разрешение на ремонт дорог вокруг рынка. Нам отказали. Поэтому заседание комиссии — это просто месть за то, что по нашей инициативе была создана парламентская комиссия по расследованию деятельности руководителей города.