Беспрецедентная акция - возле проходной стратегического объекта установлены палатки, у которых целый день дежурят работники завода.
Требование протестующих — выплатить заработную плату, которуюони не видели уже больше трех месяцев.
Четыре разноцветные туристические палатки, разбитые у проходной завода, напоминали о приближающемся летнем отдыхе с его безмятежностью и спокойствием. Однако по лицам стоявших возле палаток людей видно, что их мысли далеки от отдыха.
— Терпению пришел конец, — заявил корреспонденту «Вечернего Харькова» председатель профкома предприятия Михаил Погорелов. — Попробуйте прожить три месяца без денег, особенно, когда и муж, и жена здесь работают. Летом прошлого года на заводе уже была трехмесячная задержка зарплаты. И вот снова — с начала года не платят. Учитывая серьезность ситуации, профсоюзный комитет принял решение провести эту акцию.
Поддержали профсоюзного лидера и другие участники акции.
— Я работаю на ХАЗе с 1941 года, — говорит 83-летний Геннадий Пожарский. — За это время всякое повидал. Помню, как во время войны его бомбили немцы. После победы — восстанавливали разрушенное предприятие. Сам непосредственно в этом участвовал. Прошел путь от простого рабочего до начальника цеха. В хорошие времена мы выпускали по шесть самолетов в месяц, а сейчас что происходит?
Среди пикетчиков — и рабочие, и инженеры завода. Всех волнует ситуация на предприятии: на протяжении восьми месяцев им руководит то один, то другой директор с приставкой и.о. А что может начальник, у которого нет достаточных властных полномочий? С ним ни один банкир или руководитель предприятия не станет разговаривать, горячатся люди.
Требования протестующих четко сформулированы на плакате: «Работу, зарплату, директора!» Причем директором они видят не Степана Федака, который нынче исполняет его обязанности, а Анатолия Мялицу, который, как верят заводчане, поднял предприятие с колен в девяностые. Сейчас он — в правлении государственного авиастроительного концерна «Авиация Украины».
— По тому, как разваливают на глазах наш завод, как уходит с него молодежь, мы делаем вывод, что его хотят обанкротить, — жалуется Валентина Карпова, инженер-технолог эксплуатационно-ремонтного цеха (вся ее семья работает на предприятии). — А землю, на которой он стоит, продать под казино, гостиницу или еще что-нибудь в этом роде.
— С заводчанами не раз встречались и заместители губернатора, и даже министр промполитики, — поддерживает коллегу председатель профкома Михаил Погорелов. — Все просят потерпеть и обещают, что лучшие времена настанут. Но дальше слов дело не идет!
Палаточный городок — как бельмо на глазу у авиазавода. Но руководство предприятия по поводу действий своих сотрудников хранит молчание. Прокомментировать ситуацию согласились лишь в облгосадминистрации.
— Положение дел на предприятии действительно очень тяжелое, — заявил заместитель начальника главного управления промышленности, транспорта и связи облгосадминистрации Игорь Колот. — Долг по зарплате — десять миллионов гривен. Но банкротить завод никто не собирается. Это же стратегическое предприятие! В первой декаде апреля предприятие получит 30 миллионов долларов за ливийский заказ, поэтому средства на зарплату будут.
По словам чиновника, авиазавод не бросят на произвол судьбы. На развитие этой отрасли в бюджете страны в этом году предусмотрено почти 590 миллионов гривен. Из них 180 — на ХГАПП. Причем деньги эти выделят целенаправленно на развитие предприятия (а не так, как в 2007-м — когда 120 млн. грн. ушли на погашения долгов по кредитам предприятия). Планы по авиастроению рассмотрят и на ближайшем заседании СНБО. Для того и приезжали накануне в Харьков сотрудники Минпромполитики и генеральный конструктор АНТК им. Антонова Олег Кива.
— Чтобы вывести харьковский авиазавод из кризиса, понадобится два-три года, — уверен Игорь Колот. — Для этого предприятие должно производить не менее десяти-двенадцати самолетов в год.