При этом по-прежнему создается впечатление, что не выдавать пассажирам билеты стало у водителей чуть ли не правилом хорошего тона.

Следовательно, проконтролировать доходы перевозчиков, а значит, и обоснованность повышения тарифов практически невозможно. 

Как сообщило информ­агентство «STATUS QUO», Антимонопольный комитет Украины, исследуя обоснованность заявлений автоперевозчиков о необходимости повышения тарифов на перевозку пассажиров на городских маршрутах, проверил работу водителей маршрутки «Холодная гора — Залютино». 31 марта председатель антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев сообщил об итогах проверки, заявив, что харьковский перевозчик больше чем в два раза занизил полученную выручку. По наблюдениям специалистов из АМКУ, в течение дня услугами этого маршрута воспользовались восемь тысяч пассажиров, и выручка по идее должна была составить 10 тыс. грн. Между тем в документах значилось, что перевезено лишь 3,6 тысяч человек, а выручка — 4,5 тыс. грн. Подобные факты выявлены и в других городах. «О каком повышении тарифов в такой ситуации может идти речь?» — недоумевает Алексей Костусев. 

Свидетелями справедливости результатов проверок Антимонопольного комитета могут, пожалуй, выступить многие харьковчане. «Не­обилеченный» пассажир автобуса или маршрутки — дело обычное. Вот и 3 апреля, например, корреспондент «Вечернего Харькова» отметила, что на автобусном маршруте №  285 на отрезке «Павлово поле — площадь Конституции» водитель не дал билет ни одному пассажиру. 

— Билеты в маршрутках выдаются не всем пассажирам, — соглашается директор Департамента транспорта и связи горисполкома Евгений Водовозов. — Но ни в компетенцию господина Костусева, ни в компетенцию нашего Департамента вопрос о невыдаче билетов не входит. У Департамента транспорта и связи есть договор с перевозчиком, и мы, как заказчик услуг по перевозке пассажиров, не интересуемся, выдает ли билеты перевозчик. Нам нужно, чтобы люди попали из точки А в точку Б.  

Увы! Главное Харьковское областное управление по делам защиты потребителей — одна из немногих организаций, которая может проконтролировать действия перевозчиков. По словам представителя этой организации — заместителя начальника отдела по взаимодействию с местными органами власти, контролю услуг и рекламы Ларисы Кочан, сетования на невыдачу билетов составили около 9% из общего количества жалоб на транспортные услуги, поступивших в прошлом и в этом году.

Харьковчане больше жалуются на условия проезда, качество обслуживания, отсутствие необходимой информации в салоне: названия предприятия, адреса и телефона его руководителя. По жалобам о невыдаче водителями билетов сотрудники управления имеют право делать контрольные проверки под видом обычных пассажиров. И информация частенько подтверждается. Например, во время недавней контрольной поездки проверили маршрут № 20Т. Факт, о котором сигнализировал потребитель, действительно зафиксирован: проверяющие констатировали, что водитель не выдал билеты семи пассажирам. 

— Мне билеты в маршрутках дают через раз, — поведал корреспонденту «Вечернего Харькова» пассажир автобуса № 285 Сергей Аверин. — Неприятно, конечно, но я водителю даже не намекаю, чтобы не нарываться на хамство. 

Вот и напрасно, как раз этого бояться не стоит, ведь нужно поставить на место нарушителя. Кстати, грубость водителя — это тоже нарушение прав потребителя. К тому же услышать в свой адрес нелицеприятные высказывания менее опасно, чем остаться без билета. 

— Билет — это страховка для пассажира, документ, подтверждающий то, что пассажир ехал на конкретном маршруте. Если у пассажира нет билета, он в чрезвычайной ситуации оказывается с проблемой один на один, теряет возможность получения страхового вознаграждения в случае аварии и возмещения материального и морального ущерба от перевозчика, — предупреждает Лариса Кочан. 

Она поясняет, что водитель автобуса обязан продавать билеты пассажирам до начала движения (если билеты не надо покупать в кассе автостанции например). Закон о защите прав потребителей предусматривает привлечение виновных к административной ответственности и наложение экономических санкций на предприятие. За невыдачу билетов работник Управления по защите прав потребителей имеет право составить протокол и наказать виновного водителя. За подобное нарушение Административным кодексом предусмотрен штраф — от 1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 170 гривен), в зависимости от степени нарушения. 

В 2007 году областным Управлением по делам защиты потребителей оштрафованы, в том числе за невыдачу билетов, 32 водителя на общую сумму 3 тыс. 179 грн., в 2008 году — шесть водителей проштрафились, за что им пришлось заплатить 595 грн. Увы, с 27 декабря 2007 года в Украине вступил в силу закон, предусматривающий, что контролирующий орган обязан перед плановой проверкой за десять дней уведомить руководителя предприятия. Контроль, соответственно, станет менее действенным. Управление по делам защиты потребителей теперь проверяет автотранспорт в основном в связи с жалобами потребителей. 

Харьковчане, неудовлетворенные качеством обслуживания в автобусах и маршрутках, могут обратиться в Главное Харьковское областное управление по делам защиты потребителей по телефону: 700-39-63.