Еще свежи в памяти времена, когда приличных кафе в Харькове было — раз-два и обчелся. Ради отдыха в уютной обстановке без спиртного, с приемлемыми ценами и нормальным обслуживанием приходилось часами томиться в очередях.

Спустя годы накатила вторая волна «общепита», принесшая множество кафешек с приличным ассортиментом, но высокими ценами. Эти заведения были по карману не каждому. Тогда и появилось американское детище — «МакДональдз», а за ним и «фаст фуды» отечественного «разлива». 

Репутация дороже денег 

На первых порах, приваживая клиентов, наши дорогостоящие «точки» держали марку. В них даже иностранцев водить было не стыдно. А потом там стали предлагать «вчерашние» салаты, содержание мяса в котлетах сократилось до неприличия, гарнир «усох» в размерах. Естественно, едва лишь по соседству появились новые «фаст фуды», харьковчане перебирались туда, где лучше. 

За последние пару лет закусочные «растут» словно грибы после дождя. Но от такой конкуренции клиенты только выигрывают. Хозяева «точек», не понимающие этого, обречены на фиаско. 

При мне в маленькое кафе на Сумской привезли закупленные на рынке 50 кг капусты. Увы, вся она оказалась мерзлой. Не моргнув глазом, ее выбросили. Никому в голову не пришло добавлять мерзлую капусту в борщ или в «ленивые» голубцы. Хозяин понес убыток. Но репутация дороже! 

В тот же день я обратила внимание на закусочную, бойко торгующую сладостями на станции «Исторический музей» под вывеской «Французская булочная». Два стола завалены крошками, косточками, бумажками. На полу мусора — по щиколотку! Урна переполнена… Зато на стене красуется объявление: «Господа, не дадим превратить наше Прекрасное заведение в свинарник!» Судя по всему, данным воззванием забота хозяйки закусочной о санитарии исчерпывается. 

…Чего греха таить — многим молодым харьковчанам неведома культура поведения в кафе. В выходные дни в кафе за некоторыми столиками посетители сидят на коленях друг у друга. 

В одном из заведений по залу пошел гулять… полуголый мужчина — его торс прикрывала лишь длинная коса. Выйдя из оцепенения, вдогонку за парнем бросились охранники и выставили за дверь. 

Вдруг студентка начинает переговариваться с подругой, находящейся в другом конце зала, так громко, словно обе в лесу. 

В тесноте — не в обиде!

Должно быть право выбора! 

В 2007 году недалеко от сада Шевченко открылся очередной «фаст фуд». Решила зайти и я — из любопытства. Но, едва взглянув на блюда, не смогла уйти, не отведав. 

— Как выдерживаете конкуренцию? — поинтересовалась у администратора Ларисы Овчаренко. 
— За счет разумного сочетания качества и цены. Вы сами видите — цены у нас доступные. Перед открытием мы посетили аналогичные заведения в Харькове, Киеве, Москве, изучили специальную литературу. 

— Я перестала обедать в одном «фаст фуде» из-за того, что музыка там «бьет по голове». 

— Это делается преднамеренно! В книгах написано: «Включайте музыку погромче, чтобы люди не засиживались. Клиент должен поскорей освободить место». Мы посчитали такую позицию бесчеловечной. Мы не мешаем людям отдыхать с газетой, общаться за чашкой чая с друзьями. Молодежь сидит у нас часами. Мы понимаем — они просто зашли погреться. Чашка кофе — как «абонемент на посещение». 

— Некоторые заведения, привадив клиентов, потом снижают качество продукции. Бармен одного из кафе как-то признался мне, что сам ходит обедать… в соседнюю закусочную. 

— Мы строго следим за качеством. Рано утром я снимаю пробу с каждого блюда. Из профессионального любопытства мы тоже заходим в соседние закусочные. И отмечаем, что кое-где в «мясных» блюдах мяса меньше, чем сои. 

— В одном «фаст-фуде» уборщица жаловалась, что на дверях туалета девушки пишут нехорошие слова. Одна из них развлекается тем, что обматывает рулоном бумаги унитаз вместе с бачком. А директор крупной сети закусочных признался, что их клиент украл… унитаз! Вы сталкиваетесь с подобными проблемами? 

— Постоянно. Крадут бумагу, краны, крючки, картины. Если картину не вынесут, то разобьют стекло. 

— В Лондоне такое нововведение. Сидит человек в кафе. Рядом с его столиком прямо в стене здания пробиты три отверстия: два поменьше — для рук, одно побольше — для головы. Захотел покурить — высунул голову и руки на улицу — курнул и влез обратно. Рука с зажженной сигаретой остается на улице, чтобы не мешать некурящим. Здорово?! 

— Да уж… Мы предусмотрели для курящих пивной бар и пиццерию, а в большом зале у нас не курят. Человек должен иметь право выбора!

Ностальгия

Вот где была культура… 

В СССР настоящий культ кафе существовал только в республиках Прибалтики. В Таллинне каждое из таких заведений имело собственное лицо. 


Помню, в таллиннском кафе «Parl» за чашкой кофе и крохотной рюмочкой ликера «Vana Tallinn» ухоженные старушки сидели часами — климат не позволял гулять в парках. 

Эстонцы начинали ходить в кафе с детсадовского возраста. Имелись любимые заведения и у школьников, и у студентов, и даже у курсантов «мореходки». Когда в Эстонию прибыл с официальным визитом шах Ирана (!), ему с супругой устроили прием в… самом обычном кафе «Gloria». Стол украшал шоколадный торт в виде старого Таллинна с марципановыми лошадками и горожанами «на улицах». 

Таллинн. Кафе на Ратушной площади

В знаменитом «Мюнди-баре» «зажигал» лучший бармен Советского Союза, в кафе «Тallinn» было первое в СССР варьете. 

И нигде, кстати, клиентов не принуждали заказывать спиртное, в отличие от харьковских заведений тех лет.

Как это было

Пиво — через трубочку! 

В Киевской Руси прообраз современных кафе — корчмы — представляли собой безобидные закусочные, где ели и беседовали за кружкой легкого напитка. Но в ХVI веке в корчмах преимущественно стали наливать водку. Тогда и пошло массовое пьянство. В городах и деревнях кабаки подкарауливали человека буквально на каждом шагу. Даже на речках среди камышей на сваях стояли кабаки с… уходящими в воду ступенями! 

В корчмах подавали мутное пиво, которое варилось из меда, без хмеля. Пили через длинные трубочки. Вино было дефицитом. Его привозили из Византии в таких количествах, что позволить себе деликатес могла только знать. В погребе боярина имелось столько вина, что за него можно было купить несколько деревень с крестьянами в придачу!