С каждым годом все больше харьковчан увлекается картингом. Азарт настоящей гонки и море адреналина — вот что заставляет людей снова и снова приходить на картодром, надевать комбинезон и шлем и с упоением садиться за руль крохотной гоночной машины.

Первый карт в СССР построил харьковчанин
Дизайнер Вадим Шалаев занимается картингом сравнительно недавно, тем не менее может рассказать об этом виде спорта почти все — от истории зарождения до технических подробностей.
— Картинг пришел в Европу из Америки и сразу же стал очень популярен. Эта известность быстро просочилась даже через «железный занавес», — рассказывает Вадим. — В СССР первый карт был построен в Курском городском дворце пионеров под руководством выпускника Харьковского автодорожного института Льва Кононова. Другим центром зарождения картинга в Советском Союзе стал Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко. Так что харьковчане сыграли не последнюю роль в развитии картинга. Да это и неудивительно, если учитывать мощные ресурсы ХАДИ и его лаборатории скоростных автомобилей.
Картинг очень демократичен, как любят говорить его приверженцы. Им можно заниматься с 8 лет (если ноги достают до педалей) и до 80 (если позволяет здоровье). К тому же он достаточно безопасен. И безумно увлекателен.
— Попробовав раз посоревноваться, не успокоишься до тех пор, пока не доедешь до пьедестала, — утверждает Вадим Шалаев. — Я только раз занял призовое место и безмерно гордился своим результатом. Тогда же убедился, что шампанское действительно щиплет глаза.
В Харькове (впрочем, как и в других городах Украины) картингом увлекаются в основном болельщики «Формулы-1». Конечно, карты и трасса в городе на порядок ниже, чем у знаменитых пилотов, но реагировать на ситуацию нужно одинаково быстро, уверяют картингисты. Да и многие гонщики «Формулы-1» начинали именно с картов.
На картодром приходят и водители с многолетним стажем, которые не могут позволить себе погонять по дорогам на собственном автомобиле. Так что карт дает шанс испытать ощущения, которые не всегда доступны гордому владельцу «Мерседеса».
В профессиональном картинге – не только мужчины
В последнее время в городе стали пользоваться популярностью корпоративные соревнования по картингу. Так, уже дважды был организован «Картинг-медиа» с участием харьковских журналистов. После этих заездов две девушки-журналистки начали серьезно заниматься на картодроме, а одна из них сейчас участвует в профессиональных соревнованиях.
— Девушки в картинге — не редкость. Некоторые из них имеют очень даже неплохие результаты, — продолжает Вадим Шалаев. — Но в Харькове, чтобы заниматься профи-картингом, нужны не только талант и накат, но и около 10000 долларов в год. Как вы понимаете, не каждый может себе это позволить. Хорошо, что сейчас и в Украине появились прокатные карты, которые доступны абсолютно всем. Для меня картинг — это прежде всего хобби. Такая себе маленькая адреналиновая зависимость. И возможность попробовать себя. Гоняя на карте, я отдыхаю от работы, ежедневной рутины, в перерывах общаюсь с единомышленниками.
Картингу Вадим отдает почти все свое свободное время. Кроме гонок, он занимается дизайном и информационным наполнением Интернет-сайта единственного в городе любительского картинг-клуба «Пионер», за что на очередных соревнованиях получил приз «Золотая покрышка» в соответствующей номинации. Идея создать харьковский сайт, посвященный любимому занятию, принадлежит не только Вадиму Шалаеву, но и руководителю клуба Игорю Плохову. И если начиналось все только с размещения фотографий, то сейчас на тематической страничке можно найти историю возникновения картинга, расписание и результаты соревнований, все о картинг-клубе и действующей прокатной трассе.

Справка

Как явление — картинг быстро и уверенно завоевал Америку, а затем началась его экспансия в Европу. В 1960 году в Великобритании насчитывалось около 120 фирм, строящих готовые карты, шасси и гоночные моторы.


Картинговое движение охватило практически весь мир и было признано равноправным с другими видами автомобильного спорта. Как и любой технический вид спорта, с каждым годом картинг становится профессиональнее и соответственно — дороже.


Немалый вклад в развитие картинга внесли американские военно-воздушные силы. Во время второй мировой войны, чтобы как-то скрасить часы ожидания перед боевыми вылетами, члены экипажей строили маленькие машинки из подручных материалов, на которых потом устраивали гонки. Но все же принято считать, что первый настоящий карт был построен в 1956 году бывшим пилотом американских ВВС Артом Инглесом. Энергичный бизнесмен Билл Роулес сумел рассмотреть рыночный потенциал карта и начал продавать готовые машины по цене $129 за комплект.
По материалам сайта pioner-karting.com