По закону поверка квартирных средств учета должна быть для потребителя бесплатной. Но в реальной жизни харьковчане вынуждены делать это за свой счет.

В редакцию «Вечернего Харькова» обратилась читательница с просьбой разъяснить, как нужно поверять приборы учета воды. 

«Согласно Постановлению КМУ № 630 от 21.07.05, утвердившему «Правила предоставления населению услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой, квартирные средства учета (установленные за счет потребителя) исполнители берут на абонементский учет. Периодическая их поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) проводятся за счет средств исполнителя. На практике же мы сами производим демонтаж, монтаж и транспортировку водомеров для поверки. Но мы еще обязаны и оплатить этот процесс КП «Вода» — 33 грн. 50 коп. (за два прибора) и услуги по распломбированию и опломбированию — 21 грн.
21 коп. Насколько все это законно и что ждет потребителя, который отказался выполнять подобные требования?» — пишет г-жа Васильева. 

Согласно букве закона 

— К нам часто обращаются по поводу поверки счетчиков. КП «Вода» регулярно «напоминает» об этом потребителям, угрожая штрафными санкциями, — говорит член правления Харьковского областного общества защиты прав потребителей Роман Куценко. — Но ведь предприятие нарушает Законодательство о защите прав потребителей: 

Ст. 28 п. 3 Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» и п. 9 Правил предоставления услуг по центральному отоплению, подаче холодной и горячей воды и водоотведению (Постановление КМУ от 21.07.2005 г. № 630): «Периодическая поверка, обслуживание и ремонт средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению». 

П. 29 Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию зданий, сооружений и приусадебных территорий (Постановление КМУ от 12.07.2005 г. № 560): «Коммунальные предприятия должны заключать с потребителями договора о предоставлении услуг, где оговаривается, за что именно потребитель обязан платить». 

— Но КП «Вода» не заключает такие договора, — констатирует Роман Куценко. 

Монтаж — дело рук профессионала 

Госкомитет по вопросам ЖКХ разъясняет: обслуживание и ремонт средств учета воды и тепловой энергии, в т. ч. поверку, демонтаж, транспортировку, последующий их монтаж в многоквартирных домах осуществляет исполнитель услуг. Затраты должны включаться в квартплату. 

— Но в момент формирования новых тарифов КП «Вода» не включило в них эти услуги. И это уже проблемы специалистов данного предприятия, а никак не харьковчан, — говорит Роман Куценко. 

Все пути ведут в суд 

Как же реагировать на подобные требования КП «Вода»? Роман Куценко советует написать письменное заявление руководителю предприятия с предложением осуществить поверку прибора учета и установить его на место силами КП. Кстати, мой собеседник пошел именно по этому пути, когда столкнулся с такой проблемой. 

— Представителей КП я не дождался, но получил письменный ответ, где говорилось, что в действующие тарифы указанные услуги не включены, поэтому потребитель должен заняться поверкой счетчиков сам и за свой счет. Тогда я сделал запрос в общество защиты прав потребителей, и их ответ вместе с документами, подтверждающими, что КП «Вода» обязано произвести поверку бесплатно, отправил обратно поставщику услуг. Второе письмо от КП как две капли воды было похоже на предыдущее. Но мы продолжаем платить по счетчику… 

Чем это грозит? В таких случаях КП «Вода» начисляет оплату по общим тарифам (без водомеров). У потребителя образуется задолженность (разница между платой по показаниям счетчика и общими тарифами), и КП «Вода» обращается в суд. Ваши действия: подавайте встречный иск с требованием обязать КП «Вода» аннулировать эту задолженность, — советует Роман Куценко.

Комментарий КП «Вода»
Эта услуга для населения платная! 

Начальник метрологической лаборатории департамента «Водосбыт» КП «ПТП «Вода» Сергей Чупандин утверждает: 

— Согласно п. 9 «Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, подаче холодной и горячей воды и водоотведению», установку квартирных приборов учета воды осуществляют специализированные организации за счет средств потребителя. Перечень таких организаций находится в Харьковском лицензионном центре управления (ул. Сумская, 76, комн. 506, тел. (057) 700-36-49). 

КП «Вода» не имеет лицензии на проектирование и установку квартирных приборов учета, а выполняет работы только по контрольному опломбированию присоединительных штуцеров водосчетчиков с последующей постановкой их на учет. Для опломбирования потребителю необходимо иметь: 

— акт-разрешение на установку приборов учета холодной и горячей воды (выдается ЖЭО); — проектную документацию (схему) на узлы учета холодной и горячей воды; 

— оплаченную квитанцию за опломбирование и постановку на учет. 

В Харькове право на проведение поверки приборов измерительной техники предоставлено ХГЦСМиС (ул. Мироносицкая, 38) — на аттестованных продувных установках. Согласно Постановлению Кабмина № 560, расходы на эти работы должны учитываться при формировании тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий. В связи с тем, что эти работы не включены в тариф, услуга является платной для населения.