В последние годы харьковчане не перестают удивляться погоде: зимой – +17 С, летом – снег и град… Но, оказывается, это не все сюрпризы, которые природа дарила городу.

Харьков и губерния не раз становились объектом игры природных стихий — небесных или подземных. Ураганы, бури, град, небесные явления были частыми гостями харьковчан. Не обошли нас стороной и землетрясения. 

Вполне возможно, что землетрясение на Руси, которое произошло 1 мая 1230 года, а позже — в XVII-XVIII веках, могло зацепить нашу территорию, но источники об этом мало что говорят. Иное дело — век XIX. Уже в 1815 году в Харькове случилось значительное землетрясение, о котором писали все газеты. Через четырнадцать лет — в 1829 году — еще одно. Через семь лет Харьков ощутил в третий раз подземные толчки. 

Дальше — по нарастающей. Не прошло и двух лет, как 11 января 1838 года в 9 часов 25 минут вечера город снова трясло. Правда, недолго — землетрясение продолжалось 30 секунд. «Внутри домов качалась мебель, люстры, хлопали раскрытые двери и ставни, кое-где остановились часы. А сквозь эти звуки был слышен крик домашней птицы и лай испуганных собак. Толчки сильно ощущались на Московской улице, застроенной каменными зданиями. В штукатурке некоторых домов появились трещины», — пишут «Губернские ведомости». Это землетрясение охватило обширную территорию России. Землетрясением — одновременно с Харьковом — были охвачены Одесса и Таганрог, Николаев и Тамбов, Москва и Полтава, Курск, Екатеринослав и Воронеж. 

А следующий, 1844 год в конце марта — начале апреля «порадовал» обвальным землетрясением у Бунаковки Змиевского уезда. На ранее ровной местности поднялись таинственные бугры. А затем на тех же местах образовались расселины и провалы. Как сообщал очевидец в «Губернских ведомостях», «…от сильного извержения из этих расселин и из самих бугров образовались возвышенности и впадины в рост человека, из которых вытекало довольно много воды. Это изменение поверхности, увеличиваясь день ото дня, достигло 50 саженей (100 метров). 

Потом был перерыв в 32 года — до 1876 года, когда Харьков снова вспомнил, что это за катаклизм. Дальше промежутки между ними увеличивались. Повторное землетрясение в Харькове зафиксировали в 1915-м. Следующее — уже в советское время — в 1940 году. Это были довольно сильные отзвуки ноябрьского землетрясения в Румынии. Как вспоминают очевидцы, скрипела мебель, качались лампы, обваливались внутренние стены в домах. С тех пор харьковчан трясло только один раз — в 1972 году, когда эпицентр катаклизма был в Болгарии. 

Вот так и жил Харьков: то с восхищением, то с опаской поглядывая себе под ноги. И несмотря на все возможности укрепляющего свои позиции мегаполиса, он все равно оставался игрушкой в руках всемогущей природы.