Коррупция — явление малопривлекательное, но она гарантирует самое легкое решение проблем, в т. ч. и при поступлении в вуз. Оградит ли тестирование от общенациональной беды?

Этот вопрос накануне экзаменов выясняли организаторы проекта «Гідна Україна». Проект рассчитан на три года. Организаторы презентовали результаты первого опроса «Коррупция в системе высшего образования в Украине». Его провел Киевский международный институт социологии. 

— Людей опрашивали в декабре прошлого — феврале нынешнего года, специально накануне тестирования, — рассказывает менеджер по исследованиям и мониторингу проекта Светлана Горна. — Опросили 600 выпускников школ, около 400 родителей, 1000 студентов первых-вторых курсов, 200 руководителей и учителей школ. 

Оправданна ли коррупция при поступлении в вуз? Ответ на этот вопрос стал для организаторов опроса неприятной не­ожиданностью: много студентов, выпускников, родителей и главное — учителей (почти каждый третий педагог) согласились с тем, что коррупцию во имя благой цели — поступления в вуз — можно оправдать. 

Что стимулирует коррупцию при поступлении в вуз? Большинство считает, что родителями и детьми движут амбиции и желание учиться в вузе при любых условиях, даже когда личные качества, уровень знаний ребенка для этого не годятся. А часть респондентов сказали просто: коррупция — это наш менталитет, без взяток и связей мы не можем решать вопросы. 

Респондентам предложили оценить коррупцию на разных этапах поступления в вузы. На первое место они поставили вступительные экзамены: сдача экзаменов при помощи «телефонного права», блата, семейных и личных связей. На второе — коррупцию во время выпускных экзаменов в школе: взятки и презенты администрации школ и учителям. Кстати, в анкетах учителей значится, что родители предлагали им деньги чаще, чем ожидали сами учителя (брали ли педагоги взятки — их не спрашивали). 

Гораздо меньше будет коррупции, по мнению опрошенных, во время независимого оценивания знаний. Хотя абитуриенты, которые в прошлом году участвовали в добровольном тестировании, говорят, что там были такие же нарушения, что и при вступительных экзаменах: безнаказанное общение участников про­цедуры друг с другом, пользование мобильными телефонами, шпаргалками. Хотя директор Харьковского регионального центра оценивания качества знаний Александр Сидоренко заверяет, что за подобные нарушения тут же будет составлен акт и абитуриент в этом году в вуз уже не попадет. 

Впрочем, большинство респондентов (в т. ч. 70% учителей и руководителей школ) полагают, что тестирование — не очень точный способ оценивания способностей школьников. Как правило, не доверяют автоматической обработке результатов тестов.