В воскресенье в православном календаре значится начало двухнедельного Успенского поста. Он всегда длится с 14 по 27 августа (с 1 до 14 августа — по старому стилю). Пост установлен перед двумя великими праздниками: Преображения Господня (19 августа) и Успения Пресвятой Богородицы, которое отмечается 28 августа. Таким образом, восьмой месяц года балует христиан не только изобилием урожая, но и количеством духовных праздников.

В течение двух недель Успенского поста и сразу по его окончании православные христиане отметят еще три праздника, которые в народе называются «медовый», или «первый Спас» (14 августа), «яблочный Спас» (19 августа) и «третий Спас» (29 августа).
Первый Спас, называемый официально «Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня», празднуется в первый день Успенского поста. Сложное название обозначает просто крестный ход. Зародился праздник еще в IX веке. Тогда в православной столице Византии — городе Константинополе — утвердился обычай: как средство от нередких августовских эпидемий переносить часть креста, хранившегося в домовой церкви византийских императоров, в храм св. Софии. По преданию, на этом кресте был распят Господь. Святыню носили по городу «для освящения мест и отвращения болезней».
С ХII-ХIII веков крестный ход «Животворящего Креста Господня» утвердился во всех поместных церквях. А в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. По принятому в православной церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящение воды. Вместе с этим обрядом совершается освящение меда нового сбора и благословение его вкушения (отсюда народное название праздника — «медовый Спас»). Именно с этого времени мед можно употреблять в пищу. Так символично отмечается начало второго по строгости церковного поста — Успенского, посвященного Успению Пресвятой Богородицы.
Успенский пост (как и Великий) — отличается особой строгостью. В течение двух недель не разрешается вкушать не только молочные и мясные продукты, но и рыбу. Правда, тут предусмотрено исключение: один раз за весь период поста можно побаловаться рыбкой — 19 августа, в праздник Преображения Господня. Но только в том случае, если «рыбный день» приходится на среду или пятницу. В этом году Преображение выпадает на пятницу, поэтому «рыбакам» повезло. Устав церкви предписывает постящимся по понедельникам, средам и пятницам питаться сухоядением, что особенно радует журналистов «Вечерки», у которых как раз в эти дни — «горячее» время верстки газеты. По вторникам и четвергам в Успенский пост православным предлагается есть отварные овощи и другую горячую пищу — без масла. А в субботу и воскресенье пища с растительным маслом разрешается. До праздника Преображения, когда в храмах освящаются виноград, яблоки и другие плоды нового урожая, церковь обязывает христиан воздерживаться от этих плодов.
В византийских текстах V века есть указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны — весенний пост в Четыредесятницу, для лета — летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени — осенний (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)». Несмотря на то, что Успенский пост довольно строг, он считается самым приятным и легким. Существует даже поговорка: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка».
Успенский пост — это подготовка души и тела верующего, очищение и сосредоточение перед важным праздником — Успением Пресвятой Богородицы. Богородица после распятия и Воскресения Христа, вплоть до своей собственной кончины, провела жизнь в подвигах поста и молитвы. Последовать ее примеру стараются все православные.