Высокая культура, интеллигентность, желание бескорыстно принести пользу родному городу и обществу — качества, присущие далеко не каждому харьковчанину. Поэтому корреспондент «Вечерки» с удивлением узнал, что еще существуют небольшие островки, где люди собираются только для того, чтобы послушать стихи и песни, узнать что-то новое об истории Харькова, посмотреть редкие фотографии, обсудить вечные вопросы, далекие от суеты нашей серой жизни.

Благодаря усилиям небольшой группы музыкальной общественности ровно год назад на стене старинного особняка по ул. Чубаря, 7/9 появилась мемориальная доска, посвященная гению мирового сценического искусства Федору Ивановичу Шаляпину. Легендарный бас бывал в доме харьковского профессора-отоларинголога Сурукчи не только потому, что имел проблемы с голосовыми связками. Великий певец и не менее великий врач были очень дружны — на протяжении нескольких десятков лет. Предание гласит, что во дворе дома профессора Шаляпин пел для семьи Сурукчи и гостей, собравшихся у самовара.
Сейчас балкончик с колоннами и широкая каменная лестница находятся в полуразрушенном состоянии. Современные почитатели российского гения с трудом взобрались по разваленной грязной лестнице с ажурной решеткой, бочком продвинулись по балкончику с облупленными колоннами, в котором отсутствует пол, и… начали петь. Исполнялись песни из репертуара Шаляпина и произведения собственного сочинения. Почитатели Шаляпина — люди разных профессий. Например, профессор, доктор медицинских наук Всеволод Николаевич Коломенский — известный врач-педиатр: поет и участвует в музыкальных встречах регулярно. А харьковская поэтесса Ольга Волович специально написала к годовщине открытия мемориальной доски стихи, посвященные Шаляпину. Инициатор открытия мемориальной доски, член Союза журналистов Валерий Берлин выразил уверенность, что в следующий раз (уже в день рождения Шаляпина — 1 февраля) эти стихи кто-то из любителей переложит на музыку.
А отношение к сегодняшней действительности Ольга Яковлевна выразила так:
И сумрачно, и грустно, и тает оптимизм —
Не вписано искусство в сегодняшнюю жизнь.
И Моцарты напрасны, и Блоки ни к чему
В зеленом царстве баксов,
Что сеют рознь и тьму.
Действительно, уже несколько лет «шаляпинцы» «пробивают» идею создания в доме Сурукчи музея Шаляпина. Валерий Берлин, автор книги «Шаляпин и харьковчане», часто обращался к «предыдущим властям», в том числе к городскому голове. Некоторые чиновники предлагали отдать под музей Шаляпина здания в совершенно неподходящих местах: на Ивановке или в районе канатного завода. Сейчас появился проект создания на ул.Чубаря, 7/9 музея в трех «лицах»: музей частной коллекции (коллекционера Лучковского), музей фотографии (художника Владимира Оглоблина) и «Шаляпинский» музей. То есть объединенный музей — живопись, фотография и музыка.
Свой дом на Садовой, 5 (исторический адрес дома Сурукчи) Степан Гаврилович был вынужден отдать государству еще во время гражданской войны — взамен на квартиру на Сумской, в доме «Саламандры». Ухоженный частный дворик на Садовой с двумя фонтанами и фруктовым садиком постепенно превратился в обычный харьковский двор. Но аура, царившая здесь, осталась. Вопреки бухгалтерии Киевского районо, уже 15 лет занимающей дом. Дух творческой интеллигенции прошлых веков неожиданно ожил в мальчике, который родился в этом дворе в 1967 году.
Известный харьковский телеведущий, «КВНщик» и просто веселый человек Сергей Лаврик рассказывает как настоящий старожил. Он помнит все, что происходило на этом месте за последние 30 лет, даже редкую для дворов достопримечательность — фонтаны «Каменный цветок» и «Русалочка». По поводу создания музея Шаляпина у Лаврика свой взгляд: «Наверное, академик Сурукчи чем-то был славен, если к нему приезжал такой человек. Может, было бы интереснее сделать дом-музей академика Сурукчи, в котором бывал частым гостем Шаляпин? Вот это было бы правильно». Единственное, добавляет Сергей, не хотелось бы, чтобы его из этого двора выселили, если кто-то позарится и на такой невзрачный домик, в котором он живет. А создать музей, считает телеведущий, можно с помощью меценатов, которые хотели бы «оставить след в этом городе. Не наследить, а именно оставить след, чтобы о них помнили». Тогда, размышляет Лаврик, может, и какой-то туристический бизнес будет развиваться в городе.

Реинкарнация

Дух творческой интеллигенции прошлых веков неожиданно ожил в мальчике, который родился в этом дворе в 1967 году.