В Украине сегодня существует 46 государственных историко-культурных заповедников в десяти областях — восемь во Львовской, восемь — в Киеве и Киевской, семь — в Крыму, шесть — в Черкасской, по три — в Запорожской, Полтавской, Ровненской, Тернопольской и Хмельницкой. В замыкающей этот список Харьковской области формально насчитывается два заповедника, а фактически один — археологический заповедник «Верхний Салтов» в одноименном селе Волчанского района. Заповедный же статус Чугуева — древнейшего города области и Слободской Украины вообще — до сих пор не подтвержден.
Город контрастовНа теле современного Чугуева видны неизгладимые следы многоликой старины. Город можно назвать как хотите — и живой иллюстрацией к истории средневековой фортификации, и кусочком Петербурга в сердце Слобожанщины, и художественной Меккой Украины. Каменная аланская и деревянная казачья крепости; полигон для грандиозного военно-хозяйственного эксперимента Российской империи — аракчеевских военных поселений; родина великого художника Ильи Ефимовича Репина… Все это вехи городской истории, причем далеко не все.
Остатки исторического наследия сегодня зримо сконцентрированы на центральной площади Чугуева. Свято-Покровский собор — бывшая полковая церковь Чугуевского уланского полка, прославившегося под Парижем, Лейпцигом и Плевной. Сейчас в помещении храма размещена картинная галерея лауреатов премии имени Репина. Путевой Царский дворец, в котором останавливались, проезжая Чугуев или приезжая в него, почти все российские императоры XIX века. Многоарочные Торговые ряды, гусарское офицерское собрание и жемчужина всего архитектурного ансамбля — Штабы военных поселений. Величественное здание николаевско-аракчеевских времен, увенчанное часовым бельведером с башней и шпилем. Здесь в свое вре6мя располагалось подразделение имперского Корпуса военных топографов, где брал первые уроки рисования акварельными красками маленький Илюша Репин, а потом — юнкерское училище. Если ко всему этому прибавить сохранившуюся местами в городе планировку и застройку времен военных поселений с отдельными элементами планировки XVII-XVIII веков, музеи, старинные храмы и мемориальные репинские места самого Чугуева и близлежащего поселка Кочеток, то и получится тот сгусток культурных ценностей, который просто обязан получить заповедный статус.
Первая попытка его получения была предпринята еще в 1994 году, когда решение о создании историко-культурного заповедника было принято сессией Чугуевского городского совета. Тогдашнее законодательство позволяло принимать подобные решения на местах, без согласования с центром. Но после вступления в силу нового бюджетного кодекса заповедник лишился возможности финансирования из городского бюджета. А новая редакция закона о музеях и музейном деле, определившая создание таких структур как исключительную прерогативу правительства, вышибла Чугуевский заповедник из правового поля. Вот и получилось, что по реестру в Харьковской области числятся два заповедника, на самом же деле — один. Впрочем, проблема не в «музейно-заповедном» аутсайдерстве области, а в отсутствии на сегодняшний день структуры, отвечающей за сохранение историко-культурного наследия Чугуева.
Наследие это, как уже было сказано, огромно. Сбережением и охраной его пока что с переменным успехом занимается местный Художественно-мемориальный музей И. Е. Репина. Больше просто некому. А для музея — коммунального предприятия на городском бюджете — эта задача государственной, без преувеличения, важности явно не по силам. До сих пор она решалась почти исключительно на личном энтузиазме и усилиях сотрудников музея. Сегодня силы на исходе. Музейщики бьют тревогу.
Семь бед…
Фонды, коллекции и собрания музея имеют статус государственных. Соответственно, государство по закону требует от музейщиков надлежащего уровня хранения. При этом то же государство не может обеспечить элементарных условий для хранения. В свое время чугуевские музеи создавались с учетом их будущего развития на несколько десятков лет вперед — пополнения фондов, расширения экспозиционных площадей. Сегодня эти сроки истекли, а музеи продолжают развиваться. Ценнейшие экспозиции, плоды многолетних трудов буквально втискиваются в тесные экспозиционные залы, а новые поступления в фонды уже не помещаются в фондо-хранилищах. Все более острым становится вопрос обеспечения охраны экспонатов. Несколько лет назад из-за проблем с сигнализацией злоумышленники чуть было не похитили несколько бесценных картин — шедевров мировой живописи, в том числе оригинал работы самого Репина. Меры безопасности были приняты, но сегодня их явно недостаточно и, по словам сотрудников музея, угроза остается.
Однако если картины и другие предметы старины все же защищены стенами хранилищ, то с памятниками истории, культуры и архитектуры дело обстоит гораздо хуже. Всего их в Чугуеве около ста, при этом статус охраняемых имеют только 39. Впрочем, с завидной регулярностью уничтожаются как они, так и остальные. Монументальные скульптуры разрушаются и портятся хулиганами, как это произошло лет пять назад с цоколем памятника Репину работы знаменитого Матвея Манизера. Уникальные здания, меняя владельцев, зачастую реконструируются сообразно вкусам современной местечковой элиты, а то и вовсе сносятся. Об археологических же памятниках и вовсе говорить нечего. При этом весь арсенал средств сотрудников музея в борьбе с вандализмом, будь тот умышленным или нет, пока что сводится к взываниям к совести — вещи сегодня весьма редкой. Иных полномочий, кроме как терпеливо объяснить нерадивому хозяину чудовищность и недопустимость его изуверства по отношению к памятникам, у сотрудников музея нет. Потому и прислушиваются к ним упомянутые изуверы примерно так же, как матерые браконьеры — к школьному «зеленому патрулю».
Особо же ценные памятники разрушаются не от незаконных действий, а от вполне законного бездействия. Яркий тому пример — ситуация вокруг картинной галереи лауреатов премии имени Репина и здания Штабов военных поселений. С момента постройки в начале девятнадцатого века и до конца девяностых годов века двадцатого этим зданием владели военные. Последними его обитателями были украинские пограничники. Кризис ли армии или профессиональный менталитет тому виной, но уникальное здание после ухода военных напоминало недавнее поле боя. О его дальнейшем использовании без предварительного капитального ремонта не могло быть и речи. Но и это обстоятельство не смогло омрачить радости от решения использовать здание в музейных целях. Почти одновременно с этим решением власть приняла и другое — передать церкви здание Свято-Покровского собора в соответствии со знаменитым президентским указом 2001 года о возвращении бывших культовых зданий их законным владельцам. Таким образом, галерея должна была переехать в здание Штабов военных поселений, а церковь — занять освободившийся храм. Все логично, все правильно, все справедливо. Вот только готовность сторон к такому «чейнджу» оказалась разной, что в тот момент как-то упустили из виду. Нижнее помещение собора, занимающее почти половину его общей площади, отдали церкви почти сразу. Сегодня там проводятся богослужения. Места, однако, не хватает. И православные Чугуева с ожиданием и надеждой глядят на оставшуюся, верхнюю часть. Взоры музейщиков в это же время обращены в сторону здания Штабов. За годы с момента принятия судьбоносного решения состояние его улучшилось ненамного. Замена кровли за счет целевой субвенции из государственного бюджета стала каплей в море. Общая площадь здания составляет 4,2 тысячи квадратных метров, а на его капитальный ремонт необходимо 3,5-4 миллиона гривен. Для бюджета Чугуева, арендующего это находящееся на балансе области здание, — сумма неподъемная. Впрочем, для областного бюджета тоже. А время идет. Чугуевцы волнуются. Конфликт назревает…
…один ответ
Выход из этой и других перечисленных выше проблемных ситуаций видится только один — создание государственного культурно-исторического заповедника путем объединения и расширения существующих музеев. Во-первых, это поставит задачу сохранения культурно-исторического наследия на государственный уровень. У архитектурных памятников появится заповедный статус, у сотрудников заповедника — полномочия по охране, а у потенциальных нарушителей — угроза ответственности. Во-вторых, возникнет возможность государственного финансирования, а значит, и ремонта разрушающихся нынче памятников архитектуры. В третьих, эти пустующие памятники будут не просто охраняться и ремонтироваться, а послужат материальной базой для создания заповедника. Это решит проблему экспозиционных площадей и фондохранилищ и послужит мощным стимулом для дальнейшего развития музейного потенциала Чугуева. В четвертых, с переездом картинной галереи восстановится наконец справедливость в отношении православной общины Свято-Покровского собора, которая получит здание храма целиком в свое ведение. Кроме того, под крышей Штабов военных поселений, идеально подходящих по всем параметрам для музейных целей, планируется объединить картинную галерею, имеющийся краеведческий отдел, создаваемый в настоящее время военно-исторический и все другие отделы в один грандиозный по масштабам Репинский музейный комплекс.
Мал заповедник, да дорог
Согласно закону, инициатором создания заповедника выступает облгосадминистрация. Она должна подать в Кабинет министров завизированный губернатором проект постановления Кабмина о создании заповедника вместе с пакетом документов — программных, концептуальных и технических. После согласования с рядом государственных учреждений Кабмин издает упомянутое распоряжение.
Вся документация совместными усилиями музейщиков, городской и областной властей уже почти полностью собрана. Не хватает только технического обоснования, которое должна сделать специальная проектная организация и которое стоит немалых денег. Их отсутствие на сегодняшний день является первой палкой в замершем на старте колесе процесса создания заповедника. Как скоро начнется этот процесс, зависит от того, найдет ли город необходимую сумму, а также от оперативности областных чиновников. Если все пойдет гладко, то заповедник в Чугуеве будет уже через год. Если нет, то… он все равно будет, рано или поздно. Исторического богатства Чугуева еще хватит с лихвой для многих поколений. Весь вопрос в том, что достанется нашим потомкам — «Эрмитаж» или «руины Колизея». А интерес к прошлому в любом случае не иссякнет. Сегодня во всем цивилизованном мире можно наблюдать бум этого интереса. Множится количество музеев, государства инвестируют средства в историческую науку и археологию, а цены на антиквариат, особенно военный, подскочили до заоблачных высот. То ли это временная мода, то ли на пороге кризиса цивилизации общество, поумневшее в результате череды глобальных потрясений, обращается лицом к традиционным ценностям. Украина на этом фоне не выглядит исключением. Правда, не уступая Европе по историческому потенциалу, возможностями сохранения этого потенциала наша страна обладает куда более скромными. Она это понимает, однако от проблем музеев не отворачивается. Очередным подтверждением тому стала инициатива Виктора Ющенко по созданию национального историко-культурного заповедника в городе Батурин Черниговской области — бывшей столице гетманской Украины. И, в частности, позиция президента в отношении источника финансирования работ по созданию этого заповедника. Будучи в Батурине, Ющенко предложил создать для этого специальный фонд, а в меценаты пригласил ведущие украинские компании. И те согласились. Не так давно, приехав в Херсонес, Виктор Андреевич повторил опыт, предложив создать аналогичный фонд для сохранения и исследования этого заповедника. Интересно, для создания подобного фонда в Харьковской области нам необходимо ждать визита президента в Чугуев или же с этой задачей может успешно справиться и губернатор?