Бытовые отходы становятся все более заметным фактором загрязнения окружающей среды. Поэтому решение проблем, связанных с их утилизацией, является одним из важнейших элементов обеспечения экологической безопасности. Технологические и организационные решения в этой сфере должны приниматься в рамках формирования и реализации государственной экологической политики. В кратчайшие сроки должен быть создан более эффективный механизм переработки бытовых отходов, направленный на минимизацию их вредного воздействия на окружающую среду.
На II Международной конференции «Сотрудничество для решения проблемы отходов», которая проходила в Харькове в феврале 2005 года, сотрудники Днепропетровского национального горного института представили доклад, посвященный проблеме переработки ТБО в Украине.По их подсчетам, в нашей стране ежегодно образуется около 9 млн. тонн твердых бытовых отходов, а общий объем их накопления составляет более 3 млрд.м3. Наиболее распространенный способ переработки ТБО в Украине — складирование на специальных полигонах, но преобладающая их часть работает в режиме перегрузки, а 80% свалок вообще не соответствует требованиям экологической безопасности. Использование методов термической переработки отходов на мусоросжигательных заводах позволяет уменьшить их количество в три раза, но в результате сжигания происходят токсичные выбросы в атмосферу и сточные воды. Остаточные явления — шлак и зола — становятся еще более токсичными, чем ТБО, поэтому возникает необходимость их дальнейшей специальной переработки, которая требует дополнительных затрат. Налицо серьезная проблема, угрожающая экологической безопасности Украины.
Бытовые отходы являются одним из опаснейших источников бактериологического загрязнения поверхности земли, водных ресурсов и атмосферы. Загрязнение грунта вследствие безответственного размещения ТБО является одним из основных источников инфекционных заболеваний человека. По данным Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Харьковской облгосадминистрации, в области ежегодно образуется примерно 1,5 млн.м3 бытовых отходов, из них в Харькове — 920 тыс.м3. Официально в области ТБО размещаются на 63 полигонах, часть из которых давно исчерпала свой ресурс.
Из общего количества полигонов ТБО Харьковщины состояние восемнадцати можно охарактеризовать как критическое. Они находятся в таких гидрогеологических условиях, что при отсутствии вовремя разработанных и введенных мероприятий по локализации влияния инфильтрата и загрязненного поверхностного стока в ближайшее время значительно увеличатся масштабы загрязнения подземных вод. Лишь незначительная часть свалок находится в удовлетворительном состоянии и не создает потенциальной опасности для окружающей среды.
В ситуации, которая сегодня сложилась с муниципальными отходами, на первый план выходит задача точного определения их реальных потоков, более четком их прогнозировании. Это необходимо для применения современных технологий и систем разделения отходов на специальных сортировочных заводах. Только при таких условиях можно будет обеспечить эффективное управление теми из них, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека. Неупорядоченность основных потоков ТБО, существующая сейчас, не может сопровождаться надежной системой их выявления и полной обработки.
ТБО образуются везде, где живет, работает и отдыхает человек. В связи с бурным и не всегда подконтрольным развитием сферы частного бизнеса — торговли, медицины, бытовой химии — стоит обратить внимание на увеличение отходов, которые образуются в результате этого. В населенных пунктах, где отсутствует централизованная система сбора и вывоза твердых бытовых отходов, мусор и другие продукты жизнедеятельности вывозятся на несанкционированные свалки, которые стихийно появляются во многих населенных пунктах, в том числе и в городах областного подчинения, создавая угрозу здоровью человека.
Пока государство не в состоянии решить все проблемы, связанные с переработкой твердых бытовых отходов, оно может хотя бы осуществить программу, направленную на компенсацию вреда, причиненного людям вследствие этого. 25% к зарплатам, пенсиям, социальным выплатам живущих в непосредственной близости от свалок не только необходимы, но и реальны. Эти деньги, посредством штрафа, вполне могут заплатить нарушители, сэкономившие на вывозке мусора не одну сотню гривен.