Я — человек. Я очень люблю жизнь. Бывает состояние, когда мне ничего не хочется, когда все кажется ненужным и бессмысленным. Но чем дольше я живу на этой земле, тем больше ценю свою жизнь. Я понимаю, что она у меня одна.

Когда я читаю Конституцию, главный закон моей жизни на родной украинской земле, я горжусь своим мудрым государством, которое защищает меня, мою жизнь и мое здоровье как высшую ценность. Спасибо ему за то, что оно понимает меня и обо мне заботится: 

Стаття 3. Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність, недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю. 

Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов’язком держави. 

Стаття 49. Кожен має право на охорону здоров’я, медичну допомогу та медичне страхування. 

Охорона здоров’я забезпечується державним фінансуванням відповідних соціально-економічних, медико-санітарних і оздоровчо-профілактичних програм. 

Держава створює умови для ефективного і доступного для всіх громадян медичного обслуговування. У державних і комуналь­них закладах охорони здоров’я медична допомога надається безоплатно; існуюча мережа таких закладів не може бути скорочена. Держава сприяє розвиткові лікувальних закладів усіх форм власності.

Я — гражданин и очень добросовестный налогоплательщик, я верю своему государству и гаранту моих прав — Конституции. Государство уверяет меня, что позаботится о моем здоровье, если оно вдруг пошатнется и я не смогу быть полезным, и мне это не будет стоить денег — а вдруг в тот момент я не смогу оплатить эту заботу? Государство открыто заявляет, что соблюдение моих прав и свобод является основным смыслом его, государства, деятельности и его главной обязанностью. Оно неутомимо создает условия для эффективного и доступного медицинского обслуживания и даже отвечает передо мной за свои слова, лозунги и действия. 

Представьте себе, что я дожил до своих 45 и ни разу не хворал. Ну просто представьте… И вот натыкаюсь я на официальные демографические показатели Всемирной Организации Здравоохранения. Читаю. Средняя продолжительность жизни в Украине у женщин 73 года, а у мужчин всего 61. Рядом с Украиной описаны Объединенные Арабские Эмираты и Великобритания. В Эмиратах женщины живут 79, а мужчины 76 лет, а в Великобритании — 81 и 77 лет соответственно. В чем дело? Может, просто климат более подходящий для долголетия или генотип какой-нибудь особо крепкий, или их религия предписывает долго жить? Тогда давайте посмотрим на поляков, с которыми мы во всех отношениях близки. Продолжительность жизни мужчин в Польше составляет 71 год, а женщин — 79. 

Скажите мне, куда делись 10–15 лет жизни украинских мужчин? Кто украл мои 15 лет?! Обратите внимание, я не о деньгах, не о материальных ценностях… А о моей единственной жизни! Извечный вопрос русской интеллигенции: «Кто виноват, и что делать?» — встает передо мной. Разумеется, я с превеликим удовольствием задал бы вопрос этот своему государству, но мысленно подбираю ответы сам — наверное, по инерции. 

На первую часть вопроса ответить проще. Виноваты болезни. Какие же болезни так бесцеремонно воруют у нас целые десятилетия жизни? На сайте Харьковского областного управления статистики читаю, что в 2007 году в Харьковской области умерли 45512 человек, из них 70,1% — от болезней системы кровообращения, 10,7% — от рака и 8,4% — от несчастных случаев. Вот он, главный враг — сердечно-сосудистые заболевания, которые унесли жизни 31904 харьковчан. Как же бороться с этим врагом? Медики отвечают — есть способы, доказавшие свою эффективность в других странах. Главный способ, безусловно, профилактика заболеваний, которая включает в себя целый комплекс мер как государственного масштаба, касающихся популяризации здорового образа жизни, так и персонального характера. Например, отказ от курения, диета, двигательная активность и прочее. Эти меры позволят значительно снизить смертность от сердечно-сосудистых болезней. Жаль только, что государству моему некогда пропагандировать здоровый образ жизни, напоминать мне о вреде чрезмерностей. Мое государство играет в шахматы пиара фигурами разноцветных политических партий и персоналий. А мне так трудно порой отказаться от хорошего бифштекса и любимого дивана. 

Но я надеюсь, если болезнь сердца или сосудов, не дай Бог, тьфу-тьфу, наступит, меня же быстренько спасут? Самоотверженные медики отвечают, что прогресс современной медицины позволяет лечить эти заболевания достаточно эффективно. Необходимо современное оборудование и ангиографические установки, которые позволяют проводить точную диагностику поражений сосудов и сразу же выполнять внутрисосудистые лечебные вмешательства. 

Когда я говорил о том, что горжусь своим государством, не сказал, что живу не в столице. Так вот, оказывается, это моя очень большая ошибка. Ибо каждый, кто хочет, чтобы его качественно лечили, должен жить непременно в столице. Но я продолжаю быть идеалистом из Харькова и задекларированные блага до меня попросту не доходят. Наивно предлагаю: давайте купим в Харьков современный ангиограф, и проблема начнет решаться. Так подумали и в нашем облздравотделе, создавая пару лет назад новый диагностический центр в областной больнице. И вот в Харькове уже работает 3 ангиографа — в областной больнице, в железнодорожной и в Институте неотложной хирургии, а показатели здоровья населения существенно не изменились. Круглосуточной ангиографической службы нет, сколько-нибудь значительной загрузки этих ангиографов нет, а смертность от сердечно-сосудистых болезней все не сокращается. Поэтому группа депутатов Верховной Рады «За Харьков» обратилась в КМУ с просьбой выделить 16,5 млн. грн. для организации еще одного ангиографического центра в Институте терапии и… купить еще один ангиограф. Может быть, таких ангиографов Харькову необходим десяток, чтобы недугу просто страшно стало… и он отступит, — верно, так подумали депутаты. А вот подумать бы о том, как эффективно наладить работу этого дорогостоящего оборудования, как с умом его использовать — этого не получилось. 

И я подумал: неудивительно, что все у нас так, что наше здравоохранение абсолютно неэффективно. Оказывается, в как бы модернизированной системе здравоохранения до сих пор осуществляется финансирование не конкретного пациента, а мифического койко-дня. Плюс к этому финансирование койки проводится наперед, так сказать, авансом. А кто угадает, сколько пациентов и с какими болезнями на этих койках будут лечить в следующем году? 

Страховая медицина? Та вообще до сих пор только в проектах на обсуждении в Верховной Раде — о ней вообще лучше помолчать. И самое интересное и поразительное. Разные больницы, которые в принципе занимаются лечением одних и тех же харьковчан, находятся в различном подчинении и, соответственно, финансируются из различных бюджетов. Я насчитал как минимум шесть бюджетов в харьковской медицине — областной, городской, бюджет академии наук и ведомственные бюджеты (МВД, СБУ, железной дороги). И все эти бесчисленные бюджеты формируются из денег налогоплательщиков. То есть моих денег. Разумеется, лечебные учреждения одного подчинения не знают, чем занимаются в больницах иного подчинения. Ситуация в харьковской медицине сегодня очень напоминает средневековые удельные княжества, а, как известно, история уже доказала нежизнеспособность такой формы социального устройства. И виноваты в этом не только и не столько медики. Они вынуждены работать в реальной жизни с реальными условиями, задавленные разнообразными циркулярами и распоряжениями и несущие личную профессиональную ответственность за жизнь пациента. Главная ответственность лежит на чиновниках и политиках, которые, кстати, по большому счету не отвечают ни за что и не собираются предпринимать ничего кардинального. А может быть, к ним и нужно относиться как к князьям удельных княжеств? Которые вне подчинения государству, Конституции и которым как раз не до их собственного народа? Тогда мне жаль наше государство. И его Конституцию. Но я, храбрый оптимист, хочу напомнить, что в их лице государство отвечает перед народом за свои действия. Ведь девиз Всемирной Организации Здравоохранения гласит: «Государства несут ответственность за здоровье своих народов».