Розы, школа, бар и травка

Розы, школа, бар и травка

Исправительная колония № 117 является для города Первомайского чем-то особенным. Приказали долго жить местные предприятия некогда мощного химпрома, перестали функционировать другие организации еще недавно процветающего районного центра, население пытается искать источники доходов в других районах и областях, а колония живет и развивается назло недоброжелателям.

Первомайская колония — это, в сущности, бывший лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) № 67. Сейчас здесь отбывает наказание в основном молодежный контингент, который содержится в условиях минимального уровня безопасности. По информации начальника колонии Николая Веревкина, сегодня в учреждении отбывают наказание 962 осужденных, причем примерно 60% из них — молодые люди возрастом от 18 до 25 лет, а еще 15-20% — до 35 лет. Заключенных-стариков здесь почти нет.

Хроническое перепрофилирование

Именно такая характеристика приходит в голову после того, как среднестатистический человек узнает историю нынешней исправительной колонии № 117. Началось все на территории бывшего села Водяное Первомайского района в мае 1983 года. Тогда была создана мужская исправительно-трудовая колония № 65, в которой поначалу содержали полтысячи заключенных (лимит учреждения). Наказание отбывали лица, которые не совершили тяжких преступлений.
Спустя два года ИТК-65 общего режима реорганизовали в колонию строгого режима и на сотню человек увеличили ее вместимость. Первый этап осужденных прибыл сюда в конце сентября 1985 года. Все это время не прекращалось строительство новых объектов колонии, необходимых для нормального функционирования учреждения: складские помещения, административное здание и так далее. Позже структура колонии была дополнена медицинской частью.
Во время проведения руководством Советского Союза антиалкогольной кампании ИТК-65 строгого режима превратилась в лечебно-трудовой профилакторий с условным названием «П-67» и лимитом наполнения в 510 человек. В сентябре 1991 года на базе ЛТП-67 создали Первомайскую комендатуру с лимитом в 400 субъектов, освобожденных из мест заключения и привлеченных к труду.
Позже спецкоммендатуру переименовали в Учреждение исполнения наказаний — поселение № 117 («УИНП-117»), которое стало «родным домом» для лиц, твердо вставших на путь исправления. В это время здесь развивается подсобное хозяйство: фермы для свиней и крупного рогатого скота, а также земельные угодья. В 1998 г. колония-поселение стала колонией общего режима, а 29 декабря 1999 г. — Первомайской исправительной колонией Харьковской области (№ 117).

Пища для тела

И когда подходишь к «117-ой», и когда попадаешь на территорию колонии, возникает неожиданное впечатление, что здесь живут цветоводы. Кусты роз можно заметить везде, в самых неожиданных местах. А еще, оказывается, в колонии любят баскетбол. Для этой игры имеются несколько площадок. Правда, над осужденными при этом высится сторожевая вышка, создавая при этом несколько неординарную «картинку».
Кроме цветов, в исправительном учреждении выращивают многое. Можно сказать, что в какой-то степени воспитанники колонии кормят себя сами. В проветриваемых помещениях хранятся картофель и другие овощи, в погребе можно обнаружить стеллажи с консервацией собственного изготовления, в теплицах, расположившихся прямо на территории колонии (сделать фотоснимки там не удалось — моментально запотел объектив), растет зелень (огурцы корреспондент «Вечерки» попробовал лично) и другие огородные растения, необходимые в рационе.
Что касается трапезы для осужденных, то, как рассказали журналистам сотрудники колонии, с этим все в порядке. Поварами являются сами арестанты, которые занимались приготовлением еды еще на воле. Когда срок «отсидки» подходит к концу, повар лично готовит себе замену на кухне. Удалось корреспонденту «Вечерки» побывать и на самой кухне, где готовится пища. Нужно сказать, что блюда выглядят не просто съедобными — они одним своим видом разжигают аппетит. Неплох на вкус и хлеб местного (сделано в колонии)
производства.

И пища для души

Если думаете, что в исправительной колонии осужденные с утра до ночи ударно вкалывают на производстве, то вы ошибаетесь. Даже в учреждениях исполнения наказаний люди работают столько, сколько предусматривает украинское законодательство. Ребята не только шьют всевозможные рукавицы, фартуки, сумки, делают рыболовные крючки и другой товар, но и отдыхают по мере возможности.
Во-первых, в колонии предусмотрены специальные комнаты для отдыха — с телевизорами (фильмы, сериалы — выбирай любое). Во-вторых, можно позаниматься физическими упражнениями (упомянутые уже баскетбольные площадки, уголок с перекладиной, брусьями, другими спортивными снарядами). В-третьих, для особо религиозных граждан (таких «за забором» довольно много) в колонии функционирует специальное помещение для православных верующих. По наблюдениям сотрудников учреждения, представителей нехристианской веры пока не зафиксировано. Есть в Первомайской колонии и своя школа. В настоящий момент здесь обучаются 139 человек.
Еще одним способом занять себя в свободное от работы и учебы время является художественная самодеятельность. Автор этих строк стал невольным свидетелем того, как два осужденных парня репетировали песню из «шансонного репертуара». Скажу честно — впечатление просто неописуемое.
Заслушаешься!

Травка для осужденных

В Первомайской колонии с недавних пор заработал так называемый фитобар для заключенных. Интересно, что часть ассортимента трав воспитанники выращивают сами, на территории самой колонии. Идея такого нововведения возникла в прошлом году. Тогда же была посажена первая партия травы — здесь же, на территории колонии. Сейчас в медико-санитарном отделении фитобар (название чисто символическое, чтобы волю вспоминать) работает вовсю. В распоряжении лечащей команды имеются многие душистые лекарственные травы: зверобой, мелисса, мята, ноготки и так далее.
О том, что это необычное медицинское отделение, можно догадаться уже в коридоре. Здесь развешано множество «портретов» лечебных трав с описанием их особенностей и лекарственных свойств. В отделении на 28 коек есть все необходимое для лекарственного чаепития. Каждый из трех имеющихся в чайной комнате самоваров предназначен для определенной категории больных и никогда не используется по другому назначению.
Главный медик отделения фельдшер Анатолий Власенко рассказывает, что травяными чаями лечат в основном острые бронхиты, хронические гастриты и простуды. Впрочем, здесь уже приходилось чаевничать больным циститами, парадонтитами и даже ребятам с наркотической зависимостью, страдания которых облегчают успокоительные отвары. Все больше осужденных изъявляет желание принимать жидкое средство, чтобы отучиться от курения.
На сегодняшний день в распоряжении колонии имеется около двадцати видов лекарственных трав, из них семь выращиваются за окнами медотделения на 10 сотках территории. Несмотря на то, что Первомайский — населенный пункт с не самой лучшей экологией (здесь располагается предприятие химпрома), радиологический контроль проходит вся выращенная энтузиастами продукция. Медики учреждения исполнения наказаний сотрудничают с центральными аптеками Харькова, покупая там некоторые фитопрепараты и получая дополнительную консультацию.
Сами сотрудники Первомайской колонии пока не пользуются услугами фитобара, так как лекарственных трав еще недостаточно даже для того, чтобы обеспечить всех осужденных. Но в перспективе планируется расширить возможности профилактики и лечения заболеваний с помощью лекарственных трав.