С 19 мая «Колдовскую любовь» на «Интере» сменила телевизионная мелодрама Вячеслава Никифорова «Капитанские дети», снятая по мотивам цикла романов Анны Берсеневой «Гридневы». Накануне премьеры писательница приезжала в Харьков и дала интервью «Вечернему Харькову».

 Анна Берсенева начинала как критик, но стала писательницей. Хотела остаться Татьяной и носить фамилию супруга — детского писателя Владимира Сотникова. Но когда написала первую книгу, взяла красивый псевдоним. Теперь и рада бы отделаться от чужого имени, но ни издатели, ни читатели Татьяну Сотникову не примут. После неудачной, на ее взгляд, работы сценаристов телефильма «Капитанские дети» стала сама писать сценарии по своим же книгам. 

— Анна, как же так вышло: были критиком, потом стали писателем? Обычно бывает наоборот… 

— Лет с четырех я сочиняла какие-то истории. Когда подросла, поняла, что стать писателем не так и просто, для этого требуются особое прикосновение к жизни, знания, опыт, и я это оставила. Занялась журналистикой. Мне было очень интересно: встречи с людьми, поездки, события. Затем занялась литературной критикой, писала статьи, преподавала, я и сейчас преподаю в Московском институте. Наступили девяностые, остро стоял вопрос заработка. У моего мужа были знакомые, которые, как потом оказалось, занимались пиратством: заказывали книжки по сериалам: «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура»... Они и предложили мне написать роман по сериалу. Сумма предложенного гонорара была так внушительна, что отказаться было невозможно. Мне повезло, досталось не бразильское «мыло», а классика мирового кино, французский фильм «Соседка». Надо было просмотреть фильм покадрово, написать динамично, интересно, адаптировать к русской действительности. Книга эта потом не вышла, но это была хорошая школа. Я поняла, как это делается. Потом, одно из издательств предложило мне написать историю золушки. Получилась книга «Ядовитые цветы», вышла она в 1995 году. Затем написала продолжение — «Слабости сильной женщины», по которому в дальнейшем был снят фильм. С того времени я поняла, что хочу писать книги. Так это стало делом моей жизни. 

— По вашим книгам сняты сериалы — это то, что обычно называют «мыльной оперой»… 

— Те, кто читает мои книги и смотрят поставленные по ним фильмы, так не говорят. Я присутствовала на всех съемках, и поверьте, ни один актер, гример или режиссер не относятся к ним как к съемке сериалов, все называют их многосерийными фильмами. Да, и подбор актеров серьезный. В «Ермоловых» снимается Ада Роговцева, а в «Слабости сильной женщины» главные роли исполнили Дарья Повереннова, Даниил Спиваковский, что говорит об уровне. Есть проза, а есть беллетристика. Я совершенно четко представляю, что пишу беллетристику, но ведь «Унесенные ветром» Митчелл, «Джейн Эйр» Шарлоты Бронте — это прекрасная беллетристика, классика мировой литературы. Это не разница между хорошей литературой и халтурой, это разные жанры. 

— Ваши герои такие разные, кто их прототипы, Вы черпаете сюжеты из жизни? 

— Прямых прототипов нет. Сначала придумываю, о чем буду писать, какие герои для этого подходят. В основном это фантазия, но какие-то истории, которые происходили с друзьями или знакомыми, я использую. Бывает, что в жизни человек очень добрый, милый, а вот герой в моей книге — последний мерзавец, но история очень хорошо ложится на сюжет романа. Я ее использую. Правда, люди нередко обижаются. 

— Какие идеи вы хотите донести до читателя? 
— Буду рада, если донесу через многих героев, многие сюжеты важность того в нашей жизни, что нельзя потрогать руками. Это душа, человеческие отношения, любовь, все то, что Бог дал человеку от рождения. Ценность духовных вещей. 

— Вы сейчас влюблены? 

— Да, влюблена. Я влюблена в своего мужа. Мы давно вместе, 29 апреля исполнилось 25 лет, как мы женаты. Серебряная свадьба… Но с каждым годом отношения все нежнее… 

— Как Вам, успешной писательнице, удалось совместить карьеру и семью? 

— О!!! Тяжело... Это действительно очень тяжело. В профессии писателя очень важна самоотдача, ты полностью отдаешься книге, погружаешься в сюжет. И дело не в бытовом плане, сейчас это не проблема: есть техника, можно вызвать помощницу. А вот внутреннее внимание, готовность отвечать на потребность, реагировать на какие-то проблемы… Каждый день приходится балансировать. 

 Что должно быть на первом месте, карьера или семья? 

— Женщина не может жить без любви. Но если женщина обладает какими-то способностями — и вот она их задавит, будет ли она счастлива? Никогда! С другой стороны, та же женщина сделала карьеру, достигла мировых вершин, но она одна, у нее нет ни мужа, ни детей. Она несчастлива. Поэтому надо так воспитывать девочек, чтобы они понимали важность этого сочетания и то, что это требует огромных усилий. 

— Быть писателем престижно, хорошо ли оплачивается ваш труд? 

— Не знаю, престижно ли… Помню советские времена, когда писатели были небожители. В их распоряжении были квартиры, машины, элитный комплекс. Сейчас этого нет. Писатель сегодня может писать только потому, что ему это нравится. Хотя у меня материальное положение неплохое. Но это единичный случай. Например, сценаристы зарабатывают намного больше. 

— Писатели завидуют друг другу? 
— Бывает, причем, проявляют это отвратительным образом. Могут сказать: «У тебя книга новая вышла, я видел фото, там у тебя хорошая прическа», — и все. Так нельзя. Лучше вообще не говори ничего. Обычно это говорят те писатели, которых не издают, пишут они нечто томное и непонятное. Но много людей, с которыми я общаюсь, с Дарьей Донцовой к примеру. Она милый, добрый человек, это всегда близкое, теплое общение. 

— Над чем вы работаете сейчас? 

— Я закончила трилогию «Нью-Йорк—Москва — Любовь», только что вышла книга «Азарт среднего возраста». Теперь обдумываю новую трилогию, которая не будет связана сюжетом, а лишь темой: провинциалки в Москве. Одна из героинь будет из Крыма. 

— Что бы вы пожелали читателям? 
— Сохранить все лучшее, что дано от Бога, прежде всего — душу.