Украинские миротворцы пользуются в ООН авторитетом. Они не ведут себя развязно, что позволяют себе представители некоторых стран. Однако миротворчеством большинство наших военных занимается поневоле — из-за отсутствия достойной оплаты их работы на родине.

Старший сержант Андрей Правдивец проходил службу в миротворческой миссии в западно-африканской стране Сьерра-Леоне. Происходило это в 2003–2004 годах. С тех пор прошло уже больше пяти лет, но двадцатидевятилетний парень говорит, что помнит все до мельчайших подробностей. 

— Думаю, наше нахождение там было оправданным, — говорит он. — В этой богатой на алмазы, но, несмотря на это, поразительно нищей стране миротворцы действительно помогали поддерживать мир. Гражданская война, которая длилась там несколько лет, унесла много жизней местного населения. Если бы не миротворцы, то едва тлеющий конфликт, вспыхнул бы с новой силой. 

О том, что служил в подразделении голубых касок, Андрей не жалеет. Хотя признает, что условия, в которых приходилось выполнять свои обязанности, были не из лучших. Мало того что не привыкшие к африканскому климату наши военные часто болели малярией, так еще и зарплату родное отечество платило самую низкую среди других миротворческих контингентов — чуть больше пятисот долларов. 

Старший прапорщик Василий Богомолов побывал с миротворческой миссией сразу в двух африканских странах: Сьерра-Леоне и Либерии. 

— И в Сьерра-Леоне и в Либерии, — вспоминает военнослужащий, — украинские миротворцы пользовались уважением. И среди местного населения, и среди своих коллег из других стран. А служило там голубых касок немало. Были военные из Непала, Пакистана, Нигерии, Швеции, Китая. 

На вопрос, были ли миротворцы, которых недолюбливало местное население, Василий Иванович отвечает откровенно: 

— Особой нелюбовью у местного населения пользовались нигерийцы. Эта африканская народность почему-то считает себя выше остальных народностей Африки. Соответственно и ведут себя порой по-хамски. Несмотря на то, что должны показывать пример толерантного обращения с жителями той страны, в которой находятся. 

Еще несколько десятков лет назад пребывание иностранного воинского контингента на территории другой страны расценивалось как оккупация. Но времена изменились. После того как Организация Объединенных Наций нашла способ прекращения вооруженного противостояния внутри одной страны или конфликтов между сопредельными странами — в международном праве появилось новое понятие. Теперь воинское подразделение, которое используется в этих целях, называют миротворческим. Кроме международного авторитета, страна, которая отправляет своих военнослужащих в зоны конфликтов в качестве миротворцев, еще и получает от ООН хорошую оплату за это. 

Несмотря на благородную миссию, далеко не всегда миротворцы ведут себя так, как от них ожидают. Накануне Дня миротворца ООН, который отмечался 29 мая, общественная организация из Великобритании Save the Children объявила о том, что в некоторых африканских странах миротворцы склоняли детей к сексуальной близости в обмен на еду, деньги, мобильные телефоны и даже мыло. Правда, Save the Children уточняет, что в основном так ведут себя представители африканских стран. За украинскими парнями такого еще никто не замечал. 

Украинские военнослужащие участвуют в миротворческих операциях с 1992 года. По данным Минобороны Украины, за это время в разных странах побывало более 30 тысяч украинцев. Почти пятьдесят человек погибло. Несколько сот — были ранены. Многие из побывавших в африканских странах переболели малярией. Тем не менее поехать в миротворческую миссию украинских военных особенно уговаривать не надо. Причина проста — их зарплата на таком уровне, что многие согласны даже рискнуть жизнью, чтобы заработать неплохие деньги.