В воскресенье, 4 декабря (по старому стилю — 21 ноября), православная церковь празднует один из двенадцати главных православных праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Этот великий Богородичный праздник установлен на основании церковного предания, а не канонических текстов. Как и Рождество Божией Матери, так и праздник Введения описаны в раннехристианском тексте, не вошедшем в состав книг Нового Завета, который назывался «Рождество Мариино» (с XVII века ученые его называют «Протоевангелие Иакова», или «Первоевангелие Иакова»). В этом древнем тексте рассказывается о том, какие события предшествовали рождению Богородицы и введению ее в Храм.
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, долгое время не имели детей. А это в тогдашней Иудее считалось наказанием Божиим за грехи. Долго и горячо молились они. И в Иерусалиме, у Золотых ворот, дали обет: если у них родится дитя, отдадут его на служение Господу. Господь услышал их молитву — родилась девочка, которую родители назвали Марией. Обеты посвящения себя Богу тогда были обычным делом. Девушки чаще всего давали обет на некоторое время, до замужества. Вдовы посвящали себя Богу до конца жизни. Мужчины, посвятившие себя Богу, давали обет не вступать в брак, воздерживаться от употребления вина и не стричь волос. Все эти обеты свято выполнялись.
Три года росла Дева в родительском доме. Пришло время исполнить обет, данный Богу, хотя Закон иудейский не требовал такого скорого исполнения. Да и родителям, так долго ждавшим появления Марии на свет, трудно было с ней расставаться. Но клятвы они не нарушили.
Родители хотели, чтобы день этот стал для ребенка праздником. Поэтому они созвали в город Назарет, где жили, всех родственников для того, чтобы проводить Марию в Иерусалим на воспитание при Храме. Родственники были знатными людьми — представителями царского (со стороны Иоакима) и священнического (со стороны Анны) рода. Ясным осенним днем двинулись они пешком, горными тропами, из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня праздничное шествие приблизилось к Святому городу. Трехлетняя девочка в нарядных одеждах, вытканных Анной, впервые ступила на улицы Иерусалима. Никто не знал, что через много лет она принесет сюда своего маленького сына Иисуса, и по этим улицам и площадям будет идти к подножию Голгофы, где его будут распинать на кресте.
Навстречу процессии вышел первосвященник, по преданию — праведный Захария. К Святилищу Храма вела белая мраморная лестница. Девочке нужно было подняться по 15 ступеням, слишком высоким для нее. Но Анна, ничуть не сомневаясь, поставила Марию на первую ступеньку, и трехлетняя девочка неожиданно легко и быстро поднялась до верхней — пятнадцатой — без посторонней помощи и поддержки. Удивленные священники, много лет ожидавшие пришествия Мессии, шептали друг другу:
— Не на ней ли сбудутся предсказания? Не она ли — цель нашего ожидания? Не Эта ли будет Матерью Спасителя?
— Прими дочь мою, данную мне Богом, — сказала первосвященнику Анна.
И Захария совершил необычайное и удивительное действо: ввел девочку, к изумлению священников, в самый алтарь, который назывался Святая Святых, и указал ей там место для молитвы. В Святая Святых нельзя было входить не только женщинам, но даже и священникам (кроме первосвященника, которому это позволялось только раз в год — в праздник Очищения). Как оказалось, Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария — избранный сосуд Божий и достойна входить в самое священное место. Она предназначена стать Матерью Сына Божия.
Вручив дитя воле Отца Небесного, Иоаким и Анна принесли дары Богу и, получив благословение, возвратились со всеми родственниками домой. По прошествии нескольких лет праведный Иоаким умер 80 лет от роду. Его 77-летняя жена Анна покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где прожила два года рядом с дочерью до самой своей смерти.
Мария жила и воспитывалась при Иерусалимском храме: прилежно читала Священное Писание, постоянно молилась, вышивала священные покровы для храма, занималась пением. Она пожелала вечно жить в ангельской чистоте. Поскольку безбрачие отнюдь не поощрялось (супружество ценилось больше, чем девство), она обручила Себя Богу. Когда ей исполнилось 14 лет, пришла пора окончанию обета. К тому времени родители Марии уже отошли к Господу, и ничто ее не удерживало в мире. У священнослужителей возникла дилемма: с одной стороны они не могли оставить ее в храме, поскольку обет закончен. С другой стороны — не могли препятствовать ее желанию дать новый обет Богу, обет девства. После долгой молитвы первосвященнику было откровение Божие, что брак Марии не нарушит ее девства… 15-летняя Мария была отдана в жены 60-летнему Иосифу и переехала к нему в Назарет.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество. Праздник посвящения Девы Марии Господу существовал еще у древних христиан, а святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Лестница, по которой взошла Мария в день Введения, станет для христиан символом трудной работы, вмененной Богом в обязанность каждому человеку, — воспитание своей души и разума, восхождение со ступени на ступень.