Харьковская правозащитная группа издала «Памятку пациенту», в которой растолковываются наши права в лечебных учреждениях.
От парадоксов Законодательства в сфере охраны здоровья и нормативных актов, противоречащих друг другу, даже вполне здоровый гражданин может всерьез заболеть. Но в бумажной сумятице все-таки есть пункты, которыми можно воспользоваться при защите своих интересов. Поэтому юристы Харьковской правозащитной группы издали «Памятку пациенту». Правозащитники будут распространять ее в поликлиниках и больницах. Но на всех страждущих этой информации вряд ли хватит. Поэтому хорошенько присмотримся к букве закона.Если верить ст. 6 Основ медицинского законодательства Украины, мы имеем право на:
— необходимые для здоровья человека жизненный уровень, еду, одежду, жилье, медицинское и социальное обслуживание;
— безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;
— санитарно-эпидемиологическое благополучие территории и населенного пункта;
— безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;
— квалифицированную медико-санитарную помощь, свободный выбор учреждения охраны здоровья, врача и методов лечения согласно его рекомендациям;
— возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия с выводами государственной медицинской экспертизы, когда права человека и гражданина были ущемлены действиями работников охраны здоровья;
— компенсацию совершенного здоровью вреда;
— обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов охраны здоровья.
Мы имеем право на получение достоверной информации не только о собственном здоровье, но и о том, что едим, пьем и чем дышим. А это значит, что в разных умных инстанциях чиновники обязаны отвечать на наши вопросы, даже если они кажутся им глупыми. Многие слепо доверяют врачам, не вникая в их действия. Больной, попав в зависимость от человека в белом халате, бывает до абсурда внушаем, и отношения врач-пациент частенько строятся по схеме «отец родной» и «дитя бестолковое». Мы стесняемся «обидеть» врача сомнениями в правильности его действий, безропотно проходя все процедуры и заглатывая лекарства из длиннющего списка.
Между тем ст. 39 Основ Медицинского законодательства Украины (далее Основ) обнадеживает: пациент, достигший совершеннолетия, родители или опекуны несовершеннолетних или недееспособных пациентов имеют право на получение достоверной и полной информации о состоянии своего здоровья, на ознакомление с документами: медкартами, записями врачей, результатами обследований. Врач должен сообщить больному и о цели проведения исследований и лечебных мероприятий, прогнозах возможного развития заболевания, о риске для здоровья и жизни после проведенных лечебных манипуляций.
В записную книжку
Если ваши права нарушены, вы можете обратиться в Харьковскую правозащитную группу: (057) 714-31-71
Будьте бдительны!
Если больной не приглянулся
Обычно лечащего врача назначает его руководитель. Но может статься, что врач не знает наверняка, как лечить, и пытается действовать методом «тыка» или руководствуется рекомендациями, которые считались прогрессивными до потопа.
Поэтому (ст. 34 Основ) пациент вправе потребовать замены врача. В соответствии со ст. 6 Основ, пациент, находясь в стационаре, может рассчитывать на допуск к нему медиков из других учреждений, семьи, опекуна, нотариуса и адвоката, священнослужителя. Кстати, врач имеет право отказаться от пациента, если тот не выполняет его назначений или правил внутреннего распорядка учреждения охраны здоровья — при условии, если это не угрожает жизни больного или здоровью окружающих.
Ст. 39 (1) Основ гарантирует сохранение нелицеприятной тайны:
«Пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медпомощью, диагнозе, а также сведениях, полученных при его обследовании. Запрещается требовать и подавать по месту работы или учебы информацию о диагнозе и методах лечения пациента. Нарушение этого права может быть обжаловано в суде, — говорится в «Памятке».
Перед проведением любого медвмешательства необходимо согласие пациента или его законных представителей — если пациент несовершеннолетний или недееспособен. Если пациент отказывается от лечения — врач имеет право взять у него письменное подтверждение, а при невозможности — зафиксировать отказ актом в присутствии свидетелей.
Обычно лечащего врача назначает его руководитель. Но может статься, что врач не знает наверняка, как лечить, и пытается действовать методом «тыка» или руководствуется рекомендациями, которые считались прогрессивными до потопа.
Поэтому (ст. 34 Основ) пациент вправе потребовать замены врача. В соответствии со ст. 6 Основ, пациент, находясь в стационаре, может рассчитывать на допуск к нему медиков из других учреждений, семьи, опекуна, нотариуса и адвоката, священнослужителя. Кстати, врач имеет право отказаться от пациента, если тот не выполняет его назначений или правил внутреннего распорядка учреждения охраны здоровья — при условии, если это не угрожает жизни больного или здоровью окружающих.
Ст. 39 (1) Основ гарантирует сохранение нелицеприятной тайны:
«Пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медпомощью, диагнозе, а также сведениях, полученных при его обследовании. Запрещается требовать и подавать по месту работы или учебы информацию о диагнозе и методах лечения пациента. Нарушение этого права может быть обжаловано в суде, — говорится в «Памятке».
Перед проведением любого медвмешательства необходимо согласие пациента или его законных представителей — если пациент несовершеннолетний или недееспособен. Если пациент отказывается от лечения — врач имеет право взять у него письменное подтверждение, а при невозможности — зафиксировать отказ актом в присутствии свидетелей.
Наши права
Храните копии рецептов
У пациента есть три возможности отстоять свои права, говорит представитель Харьковской правозащитной группы (ХПГ) Людмила Ключко.
— Первый — обратиться к должностным лицам лечебного учреждения (главврачу, его заместителю по медработе, завотделением) с письменным заявлением, которое нужно зарегистрировать у секретаря главврача, — поясняет Людмила Ключко. — Должностные лица обязаны дать письменный ответ. Этот этап, как свидетельствует опыт, позволяет решить 90% конфликтов. Кроме того, вы можете обратиться с жалобой в городское или областное управление охраны здоровья. Третий этап: подать жалобe в суд. Эти этапы можно не осуществлять последовательно, а сразу приступить ко второму или третьему.
Юристы ХПГ советуют оставлять себе всю медицинскую документацию и в поликлиники предоставлять их копии. Храните рецепты и рекомендации врача. Если рецепт нужно оставить в аптеке — скопируйте его. В случае нанесения ущерба здоровью так легче доказать, что диагноз, лечение или рекомендации были неверными.
Права пациентов, изложенные в статьях Основ, уточняются в Гражданском кодексе (ГК) Украины:
— в ст. 284. «Право на медпомощь»,
— ст. 285. «Право на информацию о состоянии своего здоровья»,
— ст. 286. «Право на тайну о состоянии здоровья»,
— ст. 287. «Права физического лица, которое пребывает на стационарном лечении в учреждении охраны здоровья».
Компенсацию ущерба, нанесенного здоровью, может назначить суд по ст. 1195 ГК, компенсацию морального ущерба — по ст. 1168 ГК.
Наши обязанности:
Ст. 10. Основы Медицинского законодательства Украины. Граждане Украины обязаны:
— заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;
— в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактические медобследования и делать прививки;
— предоставлять неотложную помощь другим гражданам, которые находятся в угрожающем для жизни и здоровья состоянии.
У пациента есть три возможности отстоять свои права, говорит представитель Харьковской правозащитной группы (ХПГ) Людмила Ключко.
— Первый — обратиться к должностным лицам лечебного учреждения (главврачу, его заместителю по медработе, завотделением) с письменным заявлением, которое нужно зарегистрировать у секретаря главврача, — поясняет Людмила Ключко. — Должностные лица обязаны дать письменный ответ. Этот этап, как свидетельствует опыт, позволяет решить 90% конфликтов. Кроме того, вы можете обратиться с жалобой в городское или областное управление охраны здоровья. Третий этап: подать жалобe в суд. Эти этапы можно не осуществлять последовательно, а сразу приступить ко второму или третьему.
Юристы ХПГ советуют оставлять себе всю медицинскую документацию и в поликлиники предоставлять их копии. Храните рецепты и рекомендации врача. Если рецепт нужно оставить в аптеке — скопируйте его. В случае нанесения ущерба здоровью так легче доказать, что диагноз, лечение или рекомендации были неверными.
Права пациентов, изложенные в статьях Основ, уточняются в Гражданском кодексе (ГК) Украины:
— в ст. 284. «Право на медпомощь»,
— ст. 285. «Право на информацию о состоянии своего здоровья»,
— ст. 286. «Право на тайну о состоянии здоровья»,
— ст. 287. «Права физического лица, которое пребывает на стационарном лечении в учреждении охраны здоровья».
Компенсацию ущерба, нанесенного здоровью, может назначить суд по ст. 1195 ГК, компенсацию морального ущерба — по ст. 1168 ГК.
Наши обязанности:
Ст. 10. Основы Медицинского законодательства Украины. Граждане Украины обязаны:
— заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;
— в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактические медобследования и делать прививки;
— предоставлять неотложную помощь другим гражданам, которые находятся в угрожающем для жизни и здоровья состоянии.