Один из самых востребованных гостей «Прямой линии» — начальник ГУ жилищно-коммунального хозяйства Евгений Гриневич. Именно ему приходится выслушивать звонки разгневанных жильцов, пострадавших от деятельности (или бездеятельности) коммунальщиков. Он расхлебывает последствия халтурной работы дорожников, ЖЭКов, чиновников. Однако главным вопросом «Прямой линии» для всех читателей стал самый актуальный на сегодняшний день — новые тарифы.

— Здравствуйте, Евгений Александрович. Меня зовут Николай Степанович, проживаю по Салтовскому шоссе, 242а. Обращаюсь по поручению жильцов с рядом вопросов. Первый: где можно ознакомиться с решением исполкома горсовета от 21.09.2005 года о повышении тарифов? Можно ли эти документы вывесить в ЖЭКах?
— Здравствуйте, Николай Степанович. Я думаю, что в вашем ЖЭКе-199 эта информация появится в ближайшее время. Я лично попрошу, чтобы в ближайшие день-два руководитель ЖЭКа побывал у вас и ответил на все вопросы. Решение исполкома горсовета и 14 приложений к нему, в которых указываются адреса домов с соответствующими тарифами, а также перечень услуг для каждого из них вы можете найти на официальном сайте горисполкома.
Впрочем, эта информация была предоставлена жителям на общественных слушаниях, «круглых столах», заседаниях рабочей группы, в выступлениях руководителей по телевидению и в газетах.

Досье
Евгений Гриневич в 2005 г. удостоен звания «Харьковчанин года». При его непосредственном участии в Харькове были возведены Алексеевский, Салтовский и Роганский жилмассивы. Впервые в Украине в районе Новых домов произведена реконструкция пятиэтажного дома старой «хрущовки» (капремонт, замена инженерных сетей, изменение фасада и достройка шестого этажа). Евгений Александрович координировал работы по реконструкции Харьковского государственного академического русского драматического театра им. Пушкина. Сейчас курирует строительство второй очереди метрополитена в районе Алексеевки. В 2004 г. в связи с окончанием строительства второй очереди метрополитена награжден знаком «Заслуженный строитель Украины».

— Разъясните, на каком основании включены в оплату услуги, которые ЖЭКи не предоставляли и не будут предоставлять. Это нарушение закона о защите прав потребителей: если услуги нет или она предоставляется некачественно, за нее не нужно платить.
— Формирование тарифов определено постановлением Кабинета министров № 560. В нем предусмотрен перечень из 26 услуг, начиная от первой — «уборки лестничных клеток» до последней — «технической инвентаризации». Конечно, вы правы в том, что полностью обеспечить сегодня содержание дома всеми этими услугами трудно. Возможно, вы захотите увеличить этот перечень или отказаться от каких-то услуг…
— Евгений Александрович, а как я могу отказаться от услуг, если у меня нет договорных отношений с ЖЭКом? Нет договора — нет взаимоотношений. И кто должен к кому идти заключать договор — квартиросъемщики в ЖЭК или наоборот?
— Существует типовой договор, утвержденный постановлением Кабмина. Он предусматривает, что работники ЖЭКа приходят к жильцам и подписывают этот договор.
Мы сейчас мобилизовали работников ЖЭКа, чтобы они заключили как минимум 99% договоров до 25 декабря этого года. Но если у вас есть возможность и вы пойдете в ЖЭК сами, то мы будем только вам благодарны. Мы уже заказали в типографии бланки в огромном количестве, и на сегодняшний день в Харькове подписано 1863 договора. Договор предусматривает возможность отказа от каких-либо услуг из списка или дополнение его новыми. Дальнейшая схема взаимодействия и разрешения спорных ситуаций такая: если какая-то услуга работниками ЖЭКа не выполняется, вы имеете право в течение двух дней составить акт-претензию, после чего ЖЭК обязан за три дня разобраться с этой проблемой. После этого договор корректируется или на договорных началах, или (в особо «тяжелых» случаях) в суде.
— Это Василий вас беспокоит. Евгений Александрович, отказаться от услуг, которые ЖЭК не оказывает, можно только коллегиально, всем домом, или лично, индивидуально? А если речь идет об уборке лестничной площадки в высотке, то около дверей «отказников» уборщица мыть не будет?
— Любое новое требует практического рассмотрения и обкатки. Применение этих документов, договоров свидетельствует о том, что мы пытаемся перейти на управление домами через ОСМД (общество совладельцев многоквартирных домов), то есть через кондоминиумы, или жилищные кооперативы. Лучший вариант — когда весь дом подписывает договор. Потому что есть элементы, относящиеся ко всему дому: детские площадки, уборка прилегающей территории, уборка снега. Мы готовы к тому, что будут подписаны договоры как с домом в целом, так и с каждым жильцом в отдельности. Но вопрос требует отработки: как лучше? В США уже двести лет поправки в конституцию вносят. Я считаю, что лучше заключать договор с домом, потому что, например, текущий ремонт кровли или содержание подвала требует общих усилий всех жильцов.
— Согласитесь, что принятие тарифов было скоропалительным и непродуманным решением…
— Хотел бы пожаловаться, что теперь мы вынуждены рентабельность наших жилищных предприятий с 10% перевести на 1%. Когда прибыль приближается к нулю, это очень плохо для любой организации. У нас все делается очень быстро. В Киеве признали, что документы были подготовлены не совсем качественно и постановление Кабмина требует определенной доработки. Поэтому сегодня мы начали работать с нашим новым Министерством строительства и архитектуры, куда вошел комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, по вопросу внесения поправок в 560-е постановление. Они приняли наше предложение, и мы готовим перечень поправок для Верховной Рады. В процессе заключения договоров мы найдем, «поймаем» целый ряд вопросов, которые будут требовать доработки. После того как мы их выявим, появятся дополнения на уровне Кабмина.

Цитата
Мы сейчас мобилизовали работников ЖЭКа, чтобы они заключили как минимум 99% договоров до 25 декабря этого года.

— А как Харьков выглядит по сравнению с другими городами в плане повышения тарифов?
— В Донецке тарифы были тоже повышены — с 1 августа. Но, в отличие от Харькова, тариф у них не дифференцированный, а общий, для всех — 77 копеек за один квадратный метр жилья (вывоз мусора оплачивается отдельно). Наш тариф дифференцированный — от 11 копеек до 98. Сейчас собираемость квартплаты в Донецке упала с 95% до 65%.
— Меня зовут Николай Петрович. Почему при формировании новых тарифов не был учтен первый этаж?
— Почему не учтен? Он был учтен. Мы на первом этаже освободили жильцов от оплаты лифта. Раньше вы за него платили.
— А как же с понятием качества жилья: отсутствие комфорта, запахи, пыль и шум с улицы, парковка и выхлопы около окон, пресловутое «первые и последние этажи не предлагать»?
— Сегодня первый этаж ценится намного больше, чем пятый. Потому что на первом этаже можно квартиру перевести в нежилой фонд, сделать парикмахерскую и процветать.

Личное дело
Гриневич Евгений Александрович, заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета — начальник Главного управления жилищно-коммунального хозяйства с 15 мая 2002 г.
Родился 12 января 1947 г. в с. Батарея Березовского района Брестской области (Беларусь). В 1972 г. окончил Харьковский автодорожный институт. Кандидат технических наук. Почти 30 лет проработал в тресте «Харьковспецстрой» в должностях: мастера, прораба, и.о. начальника СМУ № 3. С 1981 г. — главный инженер, с 1990 г. — управляющий трестом «Харьковспецстрой». В 1998 г. возглавил управление строительства, ремонта и реконструкции города ГУ городского хозяйства Харьковского горсовета. С мая 2002 г. по настоящее время — заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов власти — начальник ГУ жилищно-коммунального хозяйства Харьковского горсовета. В 2002 г. избран депутатом Московского райсовета г. Харькова. Беспартийный. Женат, двое детей, двое внуков. Хобби — шахматы.

— Я — Николай Григорьевич, мне 68 лет, проживаю по проспекту Ленина, 15 на последнем этаже. Жена после инсульта третий год, все заботы лежат на мне. В прошлом году на чердаке дома прорвало трубу раздаточной тепломагистрали. Два часа искали слесаря, квартиру залило полностью. С большим трудом привел главного инженера ЖЭКа-36, он не хотел идти. До сих пор не ликвидированы последствия — обои на потолке так и висят лохмотьями. Пропало столько одежды, столько всего. Никто не пришел, не оказал никакой помощи. Мне обещали, что трубу будут менять. Начинается новый сезон, наверное, придут заключать договор на оплату. Но я им морды понабиваю, вы просто извините.
— Давайте мы договоримся следующим образом. Я обещаю, что к вам придет начальник ЖЭКа-36 для подписания договора по квартплате, я с ним предварительно проведу соответствующую работу, чтобы он ответил на все ваши вопросы и решил проблему. И пообщаюсь с председателем вашего райсовета Литвиненко, попробуем вам помочь. Телефон ваш я записал. С 15 октября начинается отопительный сезон, поэтому эта труба требует особого внимания, потому что при пуске теплоносителя подобное может случиться еще раз. Обязательно поручу своим службам проконтролировать ситуацию.
— Меня зовут Иван Макарович, я инвалид второй группы, участник войны. Хочу пожаловаться на неполадки кровли 9-этажки по Стадионному проезду, 17. Строители там что-то подмазали, но сейчас начались дожди и нас заливает. Что делать?
— На следующей неделе у вас появится комиссия. Наши жилищники приведут тех горе-строителей, которые выполняли работы. Вам позвонят, и вы можете поучаствовать в этом вопросе. Мы заставим строителей привести все в порядок, пусть исправляют дефекты за свой счет. Или мы будем отказываться в дальнейшем от их услуг. У нас есть целый ряд организаций, которые участвовали и выиграли тендер. Определимся, кто есть кто.
— Я Рыбалко Валерий Константинович, обращаюсь от имени жильцов дома номер 27 по улице Шевченко. В связи с реконструкцией дороги для подключения освещения у нас во дворе провели кабель. Раскопали двор полностью, потом засыпали. В результате невозможно выйти из подъездов. Это продолжается в течение полутора месяцев.
— На следующей неделе я пообщаюсь с подрядчиком — «Харьковспецстроймеханизацией»: постараемся решить ваш вопрос в первую очередь. Тем более что дожди начались, появится грязь. Вам позвонят, мы определимся о встрече возле вашего подъезда и решим проблему.
— Спасибо, Евгений Александрович.


Сотрудники ННЦ ХФТИ и жители пос. Пятихатки:
«В поселке не бывают ни районные, ни городские, ни областные власти. Транспортом нас безобразно обслуживает фирма Гадирова (автобусы № 296, 223, 236 и маршрутное такси № 256): они переполнены, сесть можно только на конечных остановках, интервал движения не соблюдается. Утром и вечером на поездку в Харьков и обратно приходится потратить до двух часов, а после 23.00 и раньше 6 утра добраться вообще невозможно, кроме как потрати в 30-40 гривен на такси».

Городской пассажирской транспортной схемой, которая составлена на основании заключения Академии городского хозяйства, предусмотрено обслуживание поселка Пятихатки следующими автобусными маршрутами: № 36 «Пятихатки — Лесопарк» — три единицы, работает в обычном режиме и перевозит весь льготный контингент, согласно действующему законодательству, с интервалом движения в час пик 20-30 мин;
№ 223э «Пятихатки — ст.м. «Пушкинская» — пять единиц, работает в режиме «Экспресс» с интервалом движения в час пик 20-30 мин; № 296э «Пятихатки — площадь Конституции» — девять единиц, работает в режиме «Экспресс» с интервалом движения в час пик 7-10 мин; № 256т «Пятихатки — ст.м. «Университет» — пять единиц, работает в режиме маршрутного такси с интервалом движения в час пик 5-7 мин. Время окончания работы маршрутов № 296э, 256т, согласно утвержденному расписанию — 23.00. Ежедневно на конечных пунктах маршрутов четкость работы и соблюдение графиков движения контролируется диспетчерами предприятия.

Ивницкая Ирина Тарасовна. Существуют ли в Украине законы и нормативные акты, которые могут заставить владельцев магазинов, расположенных в жилых домах, участвовать в их содержании? В нашем доме по ул. Иванова, 4 квартиры первого этажа превращены в торговые точки, но по-прежнему течет крыша, не убирается двор, не ремонтируется фасад, тротуар. КЖЭП-2 Киевского района ссылается на то, что договоров на обслуживание с магазинами нет и они никак не могут добиться оплаты. Пройдите по улицам. Владельцы магазинов, размещенных в жилых домах, в содержание этих домов не вложили ни копейки. Надо ли содержать шикарные магазины за счет денег, которые платят жильцы-пенсионеры?
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об ответственности субъектов предпринимательской деятельности за несвоевременное внесение платы за потребленные коммунальные услуги и содержание придомовых территорий», субъекты предпринимательской деятельности, которые используют нежилые дома и помещения, принадлежащие им на правах собственности или арендованные ими на основании договора, для проведения этой деятельности: оплачивают коммунальные услуги по тарифам, которые в установленном законодательством порядке возмещают полную стоимость их предоставления и пропорциональную частицу затрат на содержание придомовой территории; за несвоевременные расчеты за потребленные коммунальные услуги платят пеню в размере одного процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если другой размер пени не установлен соглашением сторон, но не больше 100 процентов общей суммы долга. Обязательным условием договоров о предоставлении коммунальных услуг и содержании придомовых территорий является обеспечение выполнения обязательств в соответствии с действующим законодательством Украины. В соответствии со ст. 1 Закона Украины
«О прокуратуре», надзор за соблюдением и правильным применением законов предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, осуществляет прокуратура.