В России 15-летняя школьница, входившая в сотню лучших учеников страны, покончила с собой, испугавшись, что допустила ошибку при сдаче единого муниципального экзамена по математике.

Решение детей уйти из жизни всегда вызывает оторопь, а родителей мучает главный вопрос — «Почему?» Сейчас в разгаре — период экзаменов в вузы. Что может произойти в душе подростка, если банальная оценка способна толкнуть его к роковому шагу?

Дитя — полигон для родительского тщеславия

Подростки — это гремучая смесь наполеоновских амбиций и мучительных комплексов, стремление сбиться в стаи и решительный уход в горькое одиночество. Не зря период юношества в специальной литературе изящно называется «периодом философской интоксикации». Это время формирования личностных качеств, особой чувствительности к своему месту на социальной лестнице, в формальных и неформальных коллективах, в семье. Это период болезненного самолюбия, когда очень хочется повзрослеть, так описывает этот возраст главный психотерапевт Министерства охраны здоровья Украины,
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии ХМАПО
Борис Михайлов. В этом возрасте человек решает, кем быть, как жить, но главное — зачем. Подростки переживают ситуации впервые, а потому гораздо искреннее и трагичнее. Им сложно смириться с несправедливостью, справиться с эмоциями. Они оценивают мир только с позиций «черное — белое» и выносят приговоры и окружающим, и себе.

— В трагических событиях, связанных с личным успехом или неуспехом ребенка, в том числе и в образовании, во многом есть определенная вина родителей, — продолжает Борис Владимирович. — Мамы и папы буквально с пеленок определяют дитя в бассейн, на танцы, на дзюдо, на иностранный язык — причем делают это не для гармоничного развития и полноценного формирования личности ребенка, а ждут от него только достижения высот. Это превращается в изнурительную гонку по социальной вертикали, — поясняет Борис Михайлов. — Родители делают из детей полигон и средство личной психотерапии — это их реакция на собственные жизненные неудачи. «Мне что-то не удалось — зато мой сын будет депутатом или бизнесменом, или бандитом», что в принципе одно и то же. «А моя дочь будет премьер-министром, депутатом, моделью или проституткой», — что тоже одно и то же. «А если не будут такими — я им башку оторву». Родители могут не осознавать этого и, пожалуй, возмутятся: «Вы оскорбляете мои родительские чувства! Я всю жизнь кладу для ребенка». Но! Создается гнетущая атмосфера психологического прессинга — и ребенок начинает бояться. Формируется страх: «Только пятерка! А если четверка — мне лучше повеситься, чем пойти домой».

Более-менее сформировавшийся человек выдержит эту гонку: он уже обзавелся определенной сопротивляемостью к стрессам. А подростки к житейским передрягам неустойчивы. На фоне внутренней нестабильности они переживают неуспех как катастрофу и сведение счетов с жизнью видится единственным выходом
из ситуации.

У ребенка действительно должно формироваться стремление к лидерству — и лучше, чтобы это было лидерство не в туалете, не в подворотне, а в классе, спортзале, на подиуме, на олимпиаде, говорит Борис Владимирович. Но это хорошо в разумных пределах, при передозировке лекарство может стать ядом. Страх перед собственной семьей может привести к суициду.

Учительский ребенок не имеет права на ошибку

— Не нужно забывать о том, что покончившая собой девочка была отличницей и для нее было очень важным учиться только на самые высокие оценки. Во-вторых, судя по телерепортажу, мама девочки была ее классным руководителем, — анализирует ситуацию завцентром практической психологии и социальной работы, психолог-консультант Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования Елена Маринушкина. — Дети учителей — тема особая, болезненная. Педагоги часто воспитывают своих детей по принципу: учительский ребенок обязан быть лучшим в классе, а если нет — это позор.

Охота за птицей цвета ультрамарин

В группе суицидального риска находятся полярные группы подростков — так называемые маргинальные группы: бездомные, уличные, из неблагополучных семей. А во второй — как ни странно — сверхблагополучные, сверхуспешные, сверхстарательные дети. Они успешны везде и во всем, но первый же обманутый уровень притязаний может импульсивно привести к суициду, говорят специалисты.

Сегодня модно держать птицу удачи за хвост, быть успешным, вечно фартовым. В литературе, на психологических тренингах, в образовательных программах сплошь и рядом предлагаются темы: «Как научиться быть успешным», «Как вырастить дитя конкурентоспособным». Такую же погоню за успешностью создают и сами родители. Завцентром практической психологии и социальной работы, психолог-консультант Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования Елена Маринушкина часто на консультациях сталкивается с тем, что родители говорят своим детям: «Ты просто не выживешь в этом мире, если не можешь быстро реагировать» или «Ты не сможешь жить: у тебя не хватает знаний». Родителей преследует страх, что их сын или дочь хуже других, что они не справятся. Но каждый ребенок движется в индивидуальном темпе, предупреждает Елена Маринушкина.

— Поэтому в первую очередь в группу риска попадают как раз дети, которые по темпу, по ритму своей физиологии, устройству нервной системы не могут жить в сегодняшнем ритме. Для них это — ломать себя. Когда компьютер перегружается — он выключается. И человек тоже выключается — болезнью, суицидом, агрессией, неадекватным поведением, —
уверена Елена Владимировна.

Советы экспертов

 

Как уберечь ребенка от фатального шага

— Какая бы оценка ни была — это не крах и не конец жизни. Это неприятно, но для родителей самое главное — не ждать, что ребенок должен обязательно поступить в вуз. Не нужно твердить: «Не поступишь — мы не будем тобой гордиться» или «В нашей семье все имеют высшее образование», — напоминает психолог Елена Маринушкина.

Иногда родители говорят: «Не волнуйся, все будет хорошо». Ребенок все равно волнуется, и нужно разделить с ним это волнение. Сказать ему: «Я тоже волнуюсь. Но это не означает, что ты идешь на экзамен для меня». При подготовке к экзаменам важно переключить внимание ребенка на процесс экзамена, а не на результат. Лучше думать о том, кого ты сейчас встретишь по дороге на экзамен, с кем познакомишься, какие вопросы в задании будут интересными. Экзамен — это испытание, проверка самого себя: что я знаю, а что — нет. Некоторые тревожные родители пытаются уберечь своего ребенка от испытаний. Но это то же, что первый шаг для малыша — испытание, от которого он получает удовольствие: «Я это сделал, я смог!» Так и на экзамене: «Я ответил на эти вопросы. Я это знаю. А что не смог — выучу в следующий раз».

Детям Елена Маринушкина советует на экзамене следить за дыханием, расслабиться, не паниковать, если чего-то не понял. Не получается первый ответ — дерзать дальше, а потом вернуться к вопросу, ответить на который не удалось с первой попытки.
А психотерапевт Борис Михайлов настоятельно советует родителям обратить внимание на настораживающие изменения в поведении ребенка.

— Если подросток становится неадекватно замкнутым, отходит от бывшего круга друзей, меняется его поведение в семье, появляются черты депрессии, мрачного пессимизма и нет видимой причины— это должно настораживать. В таком случае нужно обратиться к специалистам — психологу, психотерапевту, психиатру, — настоятельно рекомендует Борис Михайлов.

Не в себе?

Было время, когда считалось, что те, кто покушается на собственную жизнь, не совсем здоровы психически. Но, по мнению специалистов, две трети суицидов совершаются при ясном уме и твердой памяти — людьми без всяких признаков психических заболеваний.